![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономические методы управления
Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические методы управления людьми реализуются через оплату труда и различные формы материального поощрения и социальных гарантий. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы организации, интересы личности. Между этими интересами всегда существуют противоречия. Искусство руководителя – разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы. Экономические методы управления основываются на материальной заинтересованности работников, в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты. Материальная заинтересованность (мотивация) используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Методы стимулирования результативной работы: - прямые индивидуальные (сдельная, повременная оплата, различные премии, плата за отсутствие прогулов, плата за обучение); - прямые групповые (распределение прибыли, дивиденды по акциям); - косвенные индивидуальные (льготное питание, дополнительная заработная плата, социальная защита); - косвенные групповые (дополнительные выплаты закрепляют право собственности, групповые премии). Экономические методы управления с одной стороны должны стимулировать деятельность организации, с другой стороны – они должны служить стимулом для персонала этих организаций. Отсюда можно выделить три уровня применения экономических методов управления: - первый уровень – управление организацией со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование; - второй уровень управление структурными подразделениями организации; основными экономическими методами, применяемыми на это уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение; - третий уровень – управление персоналом организации, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение. Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал. Госзаказ, как метод управления, подразумевает выделение организации финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для организации обусловлена гарантированным сбытом произведенного. Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством организаций, в развитии которых оно заинтересовано. Исходными положениями внутрипроизводственного хозяйственного расчета являются: - закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности; - предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями; - разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения; - применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств. Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих: 1. прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, надбавки и доплаты, премии (или бонусы), участие в прибылях (распределение ее дополнительной величины) и акционерном капитале – передача работникам акций, или их продажи по льготным ценам (участие в собственности); 2. дополнительные (или социальные) выплаты; 3. штрафы; 4. выплачиваемые налоги. К дополнительным материальным стимулам относятся: 1. возможность использовать оборудование организации в личных целях по льготным тарифам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.); 2. субсидии на питание; 3. скидки на покупку товаров своей организации; 4. помощь в оплате стоимости образования, причем не только работникам организации, но и членам их семей; 5. предоставление возможности обучения на различных курсах организации; 6. возможность получения льготных кредитов; 7. возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.); 8. предоставление различных страховок; 9. предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом, организация никогда полностью не оплачивает стоимость услуг); 10. пенсионное обеспечение.
|