Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции и задачи кадровых служб
Кадровые службы являются функциональными подразделениями в организационной структуре управления организацией, и как правило, решают главные задачи и выполняют основные функции в управлении персоналом. В РБ организационная структура, задачи и функции всех структурных подразделений, в том числе и отделов кадров, определяются непосредственно руководителем предприятия, но с учетом требований Государственного стандарта РБ. Роль кадровой службы определяется нарастающим значением человеческих ресурсов в достижении конечной цели любой организации. По мере того, как значение этих ресурсов возрастает, изменяется и повышается роль кадровых служб. Если мы вспомним, то в рамках классической теории управления основным объектом управления была технология производства, а не работники. Функции управления персоналам ограничивались лишь регламентацией найма, учета рабочего времени, увольнения и осуществлялись руководителем предприятия. Кадровых служб в этот период (конец 19 века) не существовало. Только в начале 20-го века в составе фирм (в основном американских) стали формироваться первые специализированные подразделения, осуществляющие самую простейшую кадровую работу. Их называли вначале бюро по найму, а потом – отделами кадров. В последующие десятилетия все в большей степени стала использоваться теория человеческих отношений. В этот период быстро росла численность наемных работников, появились крупные предприятия, возникло и начало развиваться рабочее движение, повышалась роль профсоюзов, политических партий. Естественно, что руководители вынуждены были искать пути и формы предупреждения конфликтов, налаживать партнерские отношения с наемными работниками, выявлять их потребности, учитывать их интересы и требования, мотивировать к добросовестному труду, всячески награждать, изучать и исполнять законодательство о труде. Таким образом, возникла потребность в специализированных подразделениях, выполняющих эту работу. Расширение и усложнение задач и функций кадровых служб предъявляют новые требования к организации их работы. Организация работы кадровых служб – планомерная деятельность органов управления предприятия, руководителей кадровых подразделений и отдельных должностных лиц по формированию системы управления человеческими ресурсами и реализации кадровой политики организации. Сущность и содержание работы кадровых служб предприятия составляют управление человеческими ресурсами. Хотелось бы выделить некоторые характерные черты в управлении персоналом в организациях нашей республики: 1. Функции кадровых служб не претерпели существенных изменений, т.е. кадровые службы по-прежнему в основном отвечают за отбор персонала, оформление людей на работу, ведение документации, используют простейшие формы повышения квалификации работников. 2. Как показывают результаты социологических опросов руководителей, примерно 25% от числа кадровых служб фактически отстранены от формирования кадровой политики. 3. Отсутствует система служебного и профессионального продвижения (только по мере появления вакансий). 4. Доминируют материальные стимулы мотивации персонала. 5. Оценка деловых и личностных качеств, продвижение по службе работников зависят в основном от руководителя. 6. Только на 6% предприятий в общей оценке руководителя учитывают мнение подчиненных. 7. Для оценки работников тестирование применяется только на 7% предприятий. 8. Персонал структурных подразделений организаций практически не информируется или слабо информируется по вопросам назначения их руководителей на должность, что часто приводит к конфликтам. 9. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе признается только на 4 % предприятий. Структура и штатный состав кадровых служб зависят от поставленных им задач и функций. Управляющие персоналом – это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации. Как комплексный управленческий процесс управления кадрами включает ряд частных процессов: планирование, организацию, регулирование, контроль, учет. Основную роль в управлении персоналом играет кадровая служба фирмы (предприятия), основные функции которой: - Реализация стратегических и тактических целей фирмы; - Прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе; - Систематический анализ кадрового потенциала и планирование его развития; - Мотивация персонала, оценка и обучение кадров; - Содействие адаптации нововведениям и др. Задачи кадровых служб: 1. Планирование и учет кадров. 2. Поиск кадров. 3. Отбор кадров. 4. Определение зарплаты и льгот. 5. Профессиональная адаптация. 6. Обучение и продвижение персонала. 7. Аттестация кадров. 8. Перестановка кадров по результатам аттестации. 9. Подготовка руководящих кадров. 10. Социальная защита персонала. 11. Юридические и дисциплинарные аспекты. Перечень мер, которые могут приниматься для повышения эффективности работы персонала и обеспечения организации эффективно работающим персоналом: 1. создание новых вакансий и прием на работу новых работников. 2. Увольнение работников и прием на их место новых, более соответствующих требованиям. 3. Повышение квалификации (обучение) работников. 4. Переквалификация части работников. 5. Сокращение штата. 6. Повышение заинтересованности работников в результатах труда. 7. Привлечение работников к участию в процессе управления. 8. Проведение последовательной и рациональной политики управления персоналом. 9. Проведение продуманной социальной политики. 10. Внедрение политики перспективного роста работников и др.
|