Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Первый вопрос необходимо начать с общей характеристики античной философии, с описания исторических условий возникновения философии и классификации ее основных






 

Первый вопрос необходимо начать с общей характеристики античной философии, с описания исторических условий возникновения философии и классификации ее основных этапов развития. Определить содержание принципа космоцентризма античной философии, ее синкретизм и онтологизм. Сформулировать основные проблемы натурфилософии, онтологии, диалектики, теории познания учения об обществе, человеке и этики в учениях Милетской школы, Гераклита, Пифагора, Элеатов, Демокрита.

Во втором вопросе следует описать основные идеи учения о человеке Сократа. Определить его место в истории философии как границы между натурфилософами и классической философией античности. Обосновать сократовскую критику субъективизма и релятивизма софистов, а также его роль в формировании традиции трансцендентализма европейской философии. Далее проанализировать своеобразие философствования и философского метода Сократа (ирония, майевтика). Особо выделить этические проблемы формирования добродетелей (сдержанность, мужество и справедливость. В заключении определить влияние мыслителя на Платона, Ксенофонта и других последователей.

В третьем вопросе нужно развернуть учения Платона соответственно разделам философского знания: онтология, гносеология, учения об обществе и человеке, этика и эстетика. Изложить суть объективного идеализма Платона, используя понятия «мир идей», «мир теней». Описать их существенные признаки подлинного и неподлинного бытия. Определить содержание «эйдосов» и их роль в формировании мира вещей. Раскрыть идеи Платона о познании (теория припоминания), об обществе (государственные формы правления: приемлемые – идеальное государство и аристократическая республика и регрессивные, упадочные – тимократия, олигархия, демократия и тирания, а также социальную структуру общества), учение о душе и воспитании. Оценить место Платона в истории философии как основателя первой рациональной системы объективного идеализма. Выделить его диалектический подход, повлиявший на философию Ренессанса, а также критику материализма, воспринятую ранней средневековой философии периода патристики.

Проведение практического занятия по диалогу Платона «Пир» (Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М., 1970) предполагает внимательное самостоятельное прочтение сочинения и выделение основных идей труда в форме конспекта с обоснованием и аргументацией с последующим устным выступлением на семинаре. Обсуждение проблемы любви как таковой в различных ее проявлениях и ее понимание со времен Афинской школы сравнить с современными представлениями.

Далее использовать доклад–сообщение. В нем следует углубленно проанализировать основные положения создателя самой обширной системы из всех существовавших в античности – учения Аристотеля, охарактеризовать его деятельность в двух аспектах: 1) как вершину античного философского мышления и 2) как практический вклад во все научные области знания своего времени. Нужно подчеркнуть такие моменты деятельности Аристотеля как создание новых научных направлений, систематизация науки, определение предметной области ряда наук (философия, этика, логика, психология и др.)

Основное внимание необходимо обратить на науку о сущем (онтологию). Обосновать его дуалистическую позицию. Раскрыть содержание понятий форма и материя. Описать их существенные признаки. Охарактеризовать его взгляды о предмете философии. Описать философские основоположения («причины»).

Охарактеризовать ум-перводвижитель в системе Аристотеля; понятие первичных и вторичных сущностей, природу движения, четыре причины.

Сравнить позицию Аристотеля и Платона в теории познания по проблеме отношения общего и единичного как отношения двух сторон действительности. Далее соотнести мнение (докса) и научное познание (эпистема). Описать учение о душе (сознании).

В области социальной философии дать определения человека как общественного существа, государства; классифицировать формы государства (хорошие – монархия, аристократия и политея, плохие – тирания, олигархия и демократия), и основные классы общества.

Выделить в учении Аристотеля о морали две группы добродетелей (дианоэтические и этические). Далее сделать вывод о значении философских идей Стагирита как вершины античной философии и основателя ряда наук.

Указать на влияние его идей на средневековую философию, на схоластику.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал