![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Проблема слышания и слушания в процессе общения
В психологической практике выделяют определенные стили слушания (слушателя), причем в их основе лежит определенное умение человека реагировать на предлагаемую информацию. Выделяют следующие стили слушания: 1. Нерефлексивное – заключается в умении человека внимательно молчать (поддерживать зрительный контакт, концентрировать усилия), не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое внешне пассивное поведение реципиента в реальности требует большого напряжения физических сил и психического внимания. Целесообразно применять, когда собеседник проявляет сильные чувства и демонстрирует переживания; хочет обсудить наболевшие, волнующие его вопросы, проблемы; когда есть ограничение во времени и от партнера требуется краткий ответ. По форме выражается в использовании фраз: «Продолжайте, это интересно!», «Можно ли поподробнее?». 2. Рефлексивное – предполагает использование «обратной связи» с говорящим, для контроля точности восприятия услышанного. Реципиент находится в более активной позиции и в словесной форме подтверждает понимание сообщения. Основными приемами для рефлексивного слушания являются: - Выяснение – безоценочная техника, используемая с целью получения дополнительной информации. Это позволяет разговорить человека, а также продемонстрировать ему свою готовность его выслушать («Вы что-то еще хотели сказать (дополнить)…», «Уточните, что вы подразумеваете?», «Не могли ли бы вы повторить…»). - Перефразирование – состоит из передачи информации сообщения собеседника, но другими словами, с целью оценки точности («Как я понял…», «Вы считаете…», «По-вашему мнению…», а затем проговариваются главные смысловые моменты сообщения, но не чувства). Это дает возможность коммуникатору увидеть, что его слушают и понимают, а, если его поняли неверно, внести соответствующие коррективы. - Резюмирование - подведение итогов основных идей коммуникатора, позволяющие соединить отдельные смысловые высказывания в единое целое (сделать вывод). Могут использоваться фразы: «Таким образом…», «Если подвести итог, то…», «Основными идеями являются…». 3. Эмпатическое – состоит в умении понять внутреннее состояние человека и адекватно откликнуться на него, проявить сочувствие или сопереживание. В этом случае коммуникатор получает позитивную безоценочную «обратную связь» (не давать советов, не критиковать). Этот стиль используется, если реципиент стремится больше узнать о чувствах человека, помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, но при этом, прямо не вмешиваясь в действия и речь коммуникатора. Важно знать о существовании и особенностях разных типов слушателей: - слушатель – сочинитель (никогда недослушивает до конца, отвлекается, задает «опережающие» вопросы, пропущенное придумывает сам, опираясь на свой опыт, логику); - самовлюбленный слушатель (спокоен, внимательно слушает, но ждет паузу, чтобы перехватывает инициативу и меняет тему разговора, рассказываю про что интересно ему, тем самым привлекает к себе внимание); - слушатель – пчелка (слушает, не перебивает, но выбирает информацию и воспринимает только ту, которая непосредственно его интересует, остальное может считать неважным и даже неправильным, пропуская мимо ушей); - слушатель – жало (внимателен, сосредоточен, и только и ждет, когда коммуникатор допустит ошибку, оговорку, чтобы обратить на это внимание и перевести разговор именно на нее).
|