Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гимнастика языка
1) «Поймай улыбку». Языку придается плоская, широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывается ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается оскаленными зубами. Если язык не удерживает своей формы в течение нескольких секунд, то М.Е. Хватцевым предлагаются следующие упражнения: а) вялым языком произнести между губами бя-бя или мя-мя; б) на распластанный между губами язык сильно подуть; в) нараспев тянуть и; г) улыбаться. Мы предлагаем усложнять обычное задание сделать «язык лопатой» или «как блинчик» последовательным растягиванием языка вширь «вслед за улыбкой», т.е. изначально нужно распластать язык, дотягиваясь краями до углов рта, затем слегка улыбнуться и снова попытаться, глядя в зеркало, распластать язык еще больше, затем сильно улыбнуться и снова поймать уголки рта, т.е. «поймать улыбку». Помимо рефлекторного действия, здесь срабатывает сознательное управление движением языка. В качестве зондовой помощи можно использовать зонд «Рыбка», в который нужно просунуть распластанный язык, или слегка надавить на поверхность языка зондом «Горка» или «Мишка». 2) «Сосулька». Поскольку не все дети дошкольного возраста хорошо представляют себе форму жала, то можно использовать любой доступный их возрасту образ. Языку придается как можно более заостренная форма. Высовывание языка наружу «жалом». Установку на приобретение формы лучше давать до того, как ребенок высунул язык наружу, поскольку в полости рта ему физиологически легче придать нужную форму. В дальнейшем в качестве тренировки можно изменять форму и вытянутого вперед языка. Если движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков. Можно вставить язык в зонд «Лопата» или попросить дотянуться до отодвигаемого объекта (пальца, карандаша). Некоторые авторы предлагают сильно вытянуть язык наружу, переместить вправо, влево и, когда он в углу рта сузится, осторожно отвести в таком виде к средней линии рта. 3) Поочередное высовывание языка «лопатой» и «жалом» с убиранием языка внутрь и без убирания, т.е. в вытянутом положении (усложненный вариант). Закрепление движений в ротовой полости (кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы). 4) «Доктор Айболит». Максимальное высовывание языка изо рта («Покажи горлышко»), а затем втягивание как можно глубже в рот («словно проглотил конфетку»), при этом кончик языка становится незаметным. 5) «Правило дорожного движения». Поворачивание сильно вытянутого изо рта языка («язычок вышел на дорогу») вправо и влево («посмотрел в стороны, нет ли машин»). Можно использовать известный игровой прием «Часики», но при этом следует провести аналогию с механическими часами, которые современные дети не всегда наблюдают в окружающей обстановке. 6) «Горка». Поднятие и опускание задней части языка, при этом кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г). Если ребенку нужно поставить звуки к, г, то можно помочь ему ощутить на языке точку соприкосновения с нёбом, дотронувшись зондом или стеклянной палочкой до середины задней части спинки языка (максимально возвышенное место), поскольку дети могут делать подъем не задней, а средней частью языка из-за недостатка кинестетических ощущений, вызванного отсутствием такого навыка. Если все же самостоятельное движение не удается, то на первых порах корень языка можно подталкивать вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предложить дышать носом при открытом рте. 7) «Открой языком рот». Кончик языка упирается в нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта. Обращается внимание на то, что язык должен быть сильным. 8) «Присоска». Ребенку показывается игрушка с присоской и объясняется принцип ее присасывания: нужно сильно надавить на присоску посередине. Таким же образом предлагается присосать язык к нёбу, сильно прижав его посередине, а затем по краям, т.е. всей поверхностью спинки языка. Упражнение делается сначала при закрытых челюстях, затем при раскрытых. Вспомогательные приемы: а) на спинку языка кладется клейкая конфетка, или нёбо смазывается медом — ребенок старается посредством прижимания языка к нёбу сосать конфетку или мед; б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу. Усложненный вариант: а) присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны); б) присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка (кончик языка упирается в нижнюю десну, проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте). 9) «Цоканье». Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и отрывание от последнего с щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Если язык поднимается при помощи нижней челюсти, можно в правый или левый угол челюстей вставить пробку толщиной в мизинец ребенка (она может быть резиновой или деревянной с рукояткой для удерживания между зубами). Можно механически придерживать нижнюю челюсть ребенка, подтягивая ее вниз. 10) «Завиток». Ребенку показывается, как делать завиток из полоски бумаги с помощью ножниц или нарисовать его, затем предлагается попытаться воспроизвести эту форму с помощью языка. Для этого высунутый «лопатой» язык сомкнуть с верхней губой, а затем втянуть в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба и загибая кончик вверх у мягкого нёба. Можно начать загибать кончик языка немного раньше, ощупывая поверхность — «твердый, твердый потолочек, мягкий!». 11) «Щетка». Зубы выступают в качестве щетки, которая чистит язык. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Затем то же движение осуществляется с упором кончика языка в нижнюю десну, а верхние резцы продолжают чистить спинку языка. 12) «Вкусная шоколадка». Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением их раскрытия («если испачкал губы шоколадкой, надо уметь облизать их»). Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше («зубки тоже надо облизать»). 13) «Три подноса». Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте («средний поднос как будто ставим на верхнюю и нижнюю полку»), затем к верхним и нижним зубам («маленький поднос»), и к носу, и подбородку («большой поднос»). Параллельно можно давать ребенку логические задачи, задачи на воображение, звуковой анализ, например придумать, для кого предназначены эти подносы, какие фрукты лежат на первом, какие овощи на втором, какие сладости на третьем, есть ли в этих словах звуки т, д. Затем подобное движение языка осуществляется внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны с произнесением звуков т, д. Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, можно использовать пробку, описанную в п. 9. Если плохо загибается кончик, можно искусственно помочь этому процессу с помощью любого подходящего зонда, например «Лопата», или шпателя. 14) «Капелька». Кончик языка имитирует движение капли воды. Он подводится под верхнюю губу («туча») и со щелканием отрывается, втягиваясь вниз и назад («капелька упала» или «поймай капельку»). 15) «Норка». Представить, что язык — крот, который роет норку снизу вверх. На первом этапе загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта. На втором этапе поочередное загибание к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну рта (параллельно ребенок может придумать путешествие крота, а затем рассказать об этом). На третьем этапе жалообразный язык, упираясь кончиком языка в верхние резцы, произносит л («крот не вылезет из норки, наткнулся на камень и пытается его вытолкнуть»). 16) «Лодочка». Язык желобком. Боковые края лопатообразного языка подняты, а по средней линии языка образуется впадина. Выполняется снаружи рта. Если упражнение не получается, то можно помочь подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Другой путь — надавливание ребром шпателя или зондом «Собачка» по средней линии языка. Усложненный вариант: при совершении данного движения губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка. При постановке звуков с, з упражнение «Лодочка»» используется с задуванием на язык внутри рта. 17) «Кораблик». Язык желобком с легким загибанием кончика вверх. 18) «Чашечка». Язык снаружи рта «чашечкой» («ковшиком») вне ротовой полости. Боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка «ковшиком» опускается. При постановке звуков ш, ж данное упражнение используется с задуванием внутри рта («горячий шоколад»). Если спинка языка не опускается, на нее следует надавить сверху шпателем или подставить под язык зонд «Мишка». 19) «Клещи». Закусывание зубами боковых краев языка (кончик языка свободен). Усложнение: при выполнении данного упражнения оскалить зубы и загибать кончик языка к верхней и нижней десне. 20) «Злая собака». Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. При постановке звука р в этом положении языка барабанить напряженным его кончиком по верхней десне — д-д-д-д-д..., с сильным задуванием на приподнятый кончик языка. 21) «Барабанчик». Лопатообразный язык касается боковыми краями верхних зубов, а самый кончик языка касается верхней десны. Производится вдох-выдох без отрыва краев языка от зубов так, чтобы кончик языка то присасывался плотно к десне втягиваемым с некоторым усилием воздухом, то отбрасывался к верхним резцам выдыхаемой струей (р). Когда основные позы и направления движений языка будут усвоены, предлагаются задания на переключение: язык «жалом», «чашечкой», «лопатой», вверх, вниз и т.д. При этом не нужно торопиться, важнее произвести медленное четкое движение, чем смазанное и быстрое. Когда движение будет автоматизировано, темп можно ускорить. Желательно производить все движения под команду с соблюдением определенного ритма, например использовать 3/4 такта (музыкального) с такой же паузой после него. Если общий мышечный тонус артикуляционного аппарата слаб, то особенно полезно включать в упражнения движения мышц с сильным напряжением. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту небольшие сухарики, нарезанные кубиками, леденцы, вылизывать тарелки, выпуклые стороны ложек всей поверхностью кончика и передней частью языка. Слизывание капли с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений. Все упражнения, связанные с высовыванием языка, помогают опустить его корень. На первых занятиях у некоторых детей во время артикуляционной гимнастики может наблюдаться излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое также сообщается на гортань и глотку, что мешает речепроизводству. В связи с этим рекомендуется несколько раз в течение занятия прервать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи и глотки, а при тренировках избегать резких артикуляторных движений (И.И. Ермакова). Обычно постановку звуков начинают в строгой последовательности, исходя из сложности их произношения для ребенка. Однако наш многолетний опыт показал, что при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка этот процесс может быть достаточно вариативным. Постановку звуков следует начинать с тех звуков, артикуляционный уклад которых похож на индивидуальный рисунок языка. Например, при повышенном тонусе задней части спинки языка и пониженном — передней, постановка начинается со звуков к, г, х; при узком языке — с твердых звуков, при широком — с мягких. Часто логопеды боятся начинать ставить звук р или ш раньше других, потому что это не прописано в программе, но может оказаться, что ребенку намного легче научиться произнесению шипящего звука, чем свистящего. К тому же длительная постановка труднопроизносимого для него звука может занять большое количество времени, за которое ребенок мог бы успешно усвоить более легкие для его произносительных возможностей звуки. Так, для произнесения мягкого варианта звука с недостаточно одного приподнятия средне-передней части спинки языка, необходимо еще небольшое продвижение языка вперед. Поэтому при межзубном сигматизме более простым способом является постановка звука, начиная с его мягкого варианта. Данный подход не нарушает следующие принципы постановки звуков (Г.В. Чиркина[9]): • степень доступности звуков для произношения и постепенность перехода от меньших произносительных трудностей к большим; • их артикуляционная и акустическая близость. По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки, затем соноры м, н. Среди согласных легче усваиваются взрывные, чем фрикативные. Как считал В. А. Богородицкий[10], это связано с тем, что взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для призубных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым. А.Н. Гвоздев подчеркивает, что ранее всех усваиваются взрывные звуки п, т, к. Е.Ф. Рау рекомендует начинать работу над взрывными согласными с детьми, страдающими ринолалией, так как благодаря этим звукам создается воздушное давление, способствующее закрытию мягкого нёба. Из фрикативных звуков наиболее легкими считаются звуки ф, в, х. При расщеплении губы самыми трудными будут губно-губные звуки п, б. Г.В. Чиркина предлагает в первую очередь ставить следующие звуки: а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л. В комплекте зондов Ю.В. Микляевой представлены массажно-постановочные зонды. Опишем способ их применения. Зонд «Собачка» может быть использован для постановки свистящих звуков, для чего он вставляется в рот, фиксируется за нижними зубами, а ребенок вставляет язык внутрь зонда и дует на «собачку». При этом между зубами должна быть небольшая щель. Если ребенок просто сомкнет зубы, то она образуется автоматически, за счет толщины зонда. Зонд «Мишка» используется для постановки шипящих звуков. Для этого ребенок поднимает язык кверху, под язык подставляется зонд. Движениями зонда регулируется четкость произнесения: от звука т ставится ш, от звука сь — щ, от звука ть— ч. Зонд «Зайчик» используется для постановки звука р, для чего при произнесении звуков д-д-д сообщается вибрация ушками «зайчика» прямо под языком. Причем в массажной практике известно, что сильная, жесткая вибрация (прерывистая, с большой амплитудой) повышает тонус мышц и понижает нервную возбудимость, а легкая, слабая (с малой амплитудой, мелкая и продолжительная вибрация) снижает тонус и вызывает возбуждение нефункциональных нервов. Эту особенность важно учитывать и при постановке звука р, связанной с сообщением вибрации на язык с помощью зонда или других упражнений. Зонд «Лопата» может быть использован для формирования позы, необходимой для произнесения звука л, для чего ребенку дается установка сделать язык узким и попасть внутрь «лопатки», т.е. в небольшое отверстие. С этой же целью можно поднять зонд «Рыбка» за хвостик, также вставив язык в загнутый концевой отдел и подняв его к верхней губе. Если говорить о формировании артикуляционных навыков, то ребенку не достаточно запомнить положение языка, губ, нижней челюсти, свойственное определенному звуку. Ему важно освоить три части артикуляции звука, или три артикуляционные фазы: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия). Речевые органы настраиваются на определенный уклад в первой фазе. Во второй фазе в зависимости от того, какой звук будет следовать заданным, корректируется мышечное напряжение, позволяющее экономить энергию при произношении и обеспечивать слитность и быстроту произношения нескольких звуков. Это происходит благодаря свойству антиципации, т.е. предвосхищения, которое позволяет анализировать программу действий еще на первом этапе, подбирать необходимый двигательный стереотип и реализовывать его во второй фазе. Так, для произнесения слогов «ма» и «ми» губы имеют разную силу напряжения, потому что они изначально занимают позицию гласного звука. Еще Н.И. Жинкин отмечал, что, прежде чем произнести тот или иной звук, артикуляционный аппарат готовится к этому действию, настраиваясь на произнесение следующего звука. Иначе говоря, каждый предыдущий звук, например я в звукосочетании па, должен находиться в позиции последующего, т.е. а. Чтобы ускорить процесс автоматизации звука, ребенку также необходимо помочь не только закрепить умение удерживать и менять артикуляционную позу при слиянии звуков, но и заранее настраиваться на нее. Так, можно попросить ребенка сначала улыбнуться, а потом произнести звукосочетание ги и т.д. Кроме того, когда во второй артикуляционной фазе непосредственно произносится звук, даже изолированный, артикуляционная поза все равно претерпевает некоторые изменения. Так, при произнесении звука с продольного желобка сначала практически не видно, а язык слегка опущен. При осуществлении выдоха происходит корректировка двигательной программы: передняя часть языка немного приподнимается к верхним деснам, а желобок начинает оформляться все сильнее, пропуская воздушную струю посередине. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями может не происходить корректировка двигательной программы, от чего речь остается смазанной, или же они делают необоснованные паузы внутри слова, чтобы добиться четкого произнесения отдельного звука. В любом случае полезным для таких детей окажется артикуляционная гимнастика с препятствиями, в качестве которых могут выступать зонды придыхания, пропевания или проговаривания звуков во время артикуляционного движения. Например, во время выполнения артикуляционного упражнения «Часики» ребенку надо усиленно подышать или сказать «ха-ха». Четкости произнесения, естественно, не будет, но именно в это время происходит активная тренировка мышц, отвечающих за поднятие спинки языка и выдвигание языка вперед. Одни мышцы активно напрягаются, а другие — расслабляются. Такой координации движений ребенку часто не хватает в процессе произнесения целых слов. Вторая артикуляционная фаза может задерживаться для произнесения долгого звука или сокращаться для произнесения недлительных звуков, например взрывных согласных, поэтому здесь особо важна работа центров головного мозга, отвечающих за анализ кинестетических ощущений и контроль за позой. Но не следует забывать о развитии способности мышц удерживать напряжение в течение определенного времени. Для этого важны такие артикуляционные упражнения, которые позволяют зафиксировать определенную позу в течение определенного времени («Держи язычок, пока я буду считать»). Благодаря третьей фазе органы речи выходят из занятого ими положения, т.е. дают возможность переключиться на следующий артикуляционный уклад или сделать паузу в речи. Однако выход из занятого положения не означает возврат к исходному положению языка, иначе бы это привело к неоправданной паузе. Мышцы должны с минимальной затратой энергии перераспределить свой мышечный тонус для последующей артикуляции. Данное свойство необходимо использовать при постановке и автоматизации звуков. Те звуки, артикуляция которых позволяет удержать мышечное напряжение или расслабление, необходимое для произнесения последующего постановочного звука, способствуют более быстрому его закреплению. Например, при трудностях образования «чашечки», необходимой для произнесения звука ш, нужно посмотреть на общую картину мышечного тонуса языка. Гипертонус задней спинки языка будет мешать подъему передней части наверх, следовательно, лучше произносить звук в сочетании с переднеязычными звуками, которые помогут удержать положение языка наверху: «Тш!» При наличии трудностей перемещения языка в глубь рта (межзубное произнесение и др.), наоборот, лучше давать сочетания «кш! кыш!», которые помогут перераспределить массу языка в глубь рта, и т.п. Приведем таблицу, пользуясь которой можно определить звуки-помощники по сходству формы языка, участию схожих мышц в артикулировании требуемых от ребенка звуков. Она составлена на основе данных, полученных М.А. Пискуновым, М.Е. Хватцевым и другими исследователями (с. 75-81). Пользуясь данной таблицей, можно не только точно определить пораженную мышцу при артикулировании звука, но и обходной путь постановки или автоматизации через подбор звука-помощника. Так, артикуляционная поза звука а помогает расслабить корень языка, поэтому его использование в процессе постановки звуков имеет особое значение. Это связано с тем, что звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко, поэтому данный звук можно использовать в сочетании с другими звуками, произнесению которых мешает повышенный тонус корня языка, например при произнесении звуков л, р. Звук э — среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном ее подъеме. Этот звук помогает настроить артикуляционный аппарат на произнесение звуков т-д. При межзубном сигматизме часто наблюдается гипотонус продольных мышц, межзубное произношение звуков н, л, т идругих, которое не мешает их восприятию в потоке речи, однако не может служить вспомогательным средством для постановки других звуков. В лучшем случае, дети не высовывают язык между зубами, но произносят звуки верхнего подъема все равно слишком низко. На слух этот дефект мало различим, поэтому особого внимания на его исправление не уделяется. Между тем замечено, что преобладание в речи одного уровня подъема языка влечет за собой формирование стойкой привычки и перераспределение функций языка, поэтому даже на такие дефекты речи следует обращать особое внимание. Чем чаще ребенок начнет менять положение языка, тем быстрее он начнет овладевать слоговой структурой слова, четче произносить звуки. Кроме того, неправильная позиция языка при произнесении некоторых звуков может мешать постановке других, производных от них звуков, например ц = т + с. Одним из способов постановки звука р является сообщение вибрации на нижнюю поверхность языка при многократном произнесении звука д (без гласного призвука). В том случае, если наблюдается межзубное произнесение звука д, сначала отрабатывается его правильная позиция. Иначе можно спровоцировать неправильное произнесение звука р или данный способ постановки вовсе не принесет эффекта.
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Подключение голоса к осуществлению различных движений языка способствует уравновешиванию мышечного тонуса языка и более плавному переходу к работе над звукопроизношением. Так, детям с нарушением иннервации голосовых связок предлагается широко открыть рот, максимально вытянуть язык и пропеть в это время гласные в следующей последовательности: а, о, у, и, э, ы. Для детей, не имеющих данного нарушения, предлагается последовательность: а, э, и, о, у, ы. При ринолалии последовательность использования гласных звуков изменяется: а, э, о, и, у, ы. Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым оттенком. Сначала гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон. Упражнения с гласными а, э полезны для детей с ринолалией, поскольку при их произнесении по сравнению с другими гласными наблюдаются меньшие плотность смыкания, объем глотки, напряжение нёбной занавески и число контактов языка с глоткой, которые встречаются при ринолалии. И.И. Ермакова предлагает следующие упражнения. Язык выкладывать на нижнюю губу, параллельно повторяя звуки ааа, эээ (2—3-кратное повторение), затем такие же упражнения проводят при дотрагивании языка до нижних резцов. Через 4—5 занятий переходят к слитному произнесению сочетаний ааээ — ээаа также по 2—3 раза подряд, желательно 6—8 раз в день. При регулярных тренировках сегменты нёба начинают подниматься, несколько расходясь при этом в стороны. После уранопластики часто развивается массивное рубцевание в области нёбных дужек, которое вызывает ограничение открывания рта, мешает артикуляции и усиливает носовой оттенок. В связи с этим рекомендуется следующий комплекс, который повторяется 3—4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение повторяется 5—6 раз.
|