Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В современных международных отношениях различают два вида систем КБ
1. Универсальную 2. Региональную Универсальная система КБ осуществляется в рамках ООН. Сама ООН создана для объединения всех миролюбивых государств и является организацией коллективной безопасности. Среди целей ООН главной является поддержание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер. Система коллективный мероприятий, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или её применения в отношениях между государствами; меры мирного разрешения международных споров; меры разоружения; меры обеспечения безопасности в переходный период; меры по использованию региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений мира; принудительные меры безопасности без использования вооружённых сил, принудительные меры с использованием вооружённых сил. «Система коллективной безопасности по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности». Региональные системы КБ – это второй вид систем КБ. Устав ООН допускает существование таких организаций, но предъявляет к ним определённые требования, которые сосредоточены в ст.54 Устава: 1. Действия этих соглашений не должны быть распространены за пределы данного района. 2. Эти соглашения не должны противоречить целям и принципам Устава. 3. Совет Безопасности должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности. Ст.52 Устава определяет, что главными для региональных организаций являются мирные средства разрешения споров. Применение силы региональными организациями ограничено: исходя из положений ст.51 Устава государства-члены региональных организаций коллективной безопасности могут применять силу лишь в случае уже совершённого нападения и только под руководством СБ. Среди региональных организаций КБ следует выделить Организацию африканского единства, Лигу арабских государств, Организацию американских государств. Нельзя не обратить внимания на такую организацию как НАТО. Она была создана в годы «холодной войны» и являлась противовесом Организации Варшавского Договора. После распада ОВД руководство НАТО взяло курс на монополию в разрешении конфликтов в Европе. С этой программой связано и расширение НАТО на Восток. Действия НАТО не всегда вкладывались в рамки международного права. Примером этого может являться конфликт в Югославии (1997 и 1999гг.), где было осуществлено грубейшее нарушение норм международного права и Устава ООН: не было получено согласия Совета Безопасности, действия проводились не под его руководством. Действия НАТО нельзя квалифицировать как самооборону (а это единственный повод для применения силы), зато с точки зрения международного права они могут квалифицироваться как агрессия против суверенного государства. Единственной организацией, которая может претендовать на звание общеевропейской организацией КБ, является Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе. ОБСЕ является основным инструментом «превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов, постконфликтного восстановления и регионального сотрудничества в области безопасности», структурой, играющую основную роль в поддержании европейского мира и стабильности. был принят Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе. Именно с его подписания 33 европейскими государствами, плюс США и Канадой. В этом акте выделялись основные принципы, которыми государства-участники должны руководствоваться в отношениях между собой (принципы неприменения силы, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров), комплекс согласованных практических мер по обеспечению безопасности в Европе (применение эффективных мер в области разоружения, укрепления доверия в военной области), программа разностороннего сотрудничества в экономической, научно-технической, гуманитарной и др. областях, проведение организационных мероприятий государствами членами для внедрения в жизнь положений акта. Каждая из этих встреч имела большое значения для общеевропейского процесса, но следует подробней остановиться на Парижской встречи. На ней присутствовало 34 государства. Был принят пакет документов об общих принципах создания системы безопасности в Европе, построению конкретных структур, институализации общеевропейского процесса. Было провозглашено, что эра конфронтации и раскола Европы закончилась, и отношения между государствами будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве. Зафиксировано право на равную безопасность для всех и свободу выбора способов обеспечения своей собственной безопасности. В Хельсинском документе (1992г.) получили дальнейшую разработку принципы коллективной безопасности и механизмы деятельности СБСЕ. В нём также подчёркивалось, что СБСЕ действует на основе гл.VIII Устава ООН. В 1994г. произошло преобразование СБСЕ в ОБСЕ и механизмы, и принципы приобрели более чёткую форму. Центральное место занимает комплексная система мирного разрешения споров. Она состоит из двух частей: 1. Использование классических средств урегулирования международных споров. 2. Применение специально выработанной для ОБСЕ системы мирного разрешения споров. Эта специальная процедура имела примирительно-арбитражный характер: на первом этапе использовался институт примирения (переговоры, посредничество примирительных комиссий, которые существуют при арбитражном суде), если первый этап не давал ожидаемых результатов, то в дело вступал арбитражный суд. Кроме того, существует так называемое «директивное примирение», осуществляемое в структурных подразделениях ОБСЕ. В случае возникновения конфликтных ситуаций как между членами ОБСЕ, так и внутри этих стран, предусматривалась посылка групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Все эти акции носят чисто миротворческий характер. Миротворческие акции проводятся с согласия всех сторон конфликта, не могут служить средством осуществления принудительных мер, оружие применяется только для самообороны, осуществляется контроль за прекращением огня и выводом войск, создаются буферные зоны для конфликтующих сторон и т.п. В рамках СНГ существует два механизма поддержания мира и безопасности. Первый закреплён в Уставе СНГ – это положение о мирном урегулирование споров, совместных действиях государств в порядке самообороны и осуществлении миротворческих акций (ст.12 Устава). Второй – обозначен в Договоре о КБ (15.05.1992г.), который предусматривал необходимость действий государств-участников в случае нападения на кого-либо из них, оказание помощи жертве агрессии, консультаций в связи с осложнением международных отношений и т.п. Для этих целей был создан Совет КБ, который состоит из глав государств-участников Договора.
|