Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 140 Разоружение и ограничение вооружений.






С момента своего основания ООН сделала многостороннее разоружение и ограничение вооружений ключевой задачей в поддержании международного мира и безопасности. Высший приоритет отдается сокращению и, в конечном счете, ликвидации оружия массового уничтожения, представляющего собой величайшую угрозу человечеству. Хотя цель уменьшения угрозы ядерного, химического и биологического оружия остается на протяжении многих лет неизменной, масштабы обсуждений и переговоров по разоружению меняются, что отражает эволюцию политических реалий и международной ситуации. Международное сообщество в настоящее время тщательно изучает проблему повсеместного и дестабилизирующего распространения стрелкового оружия и ведет борьбу с массовым использованием мин — явлением, представляющим угрозу для экономической и социальной составляющей общества и являющимся причиной гибели и увечий мирного населения, причем жертвами слишком часто оказываются женщины и дети. Отражением озабоченности данными вопросами впервые стало принятие ГА на 57-й сессии в 2002 году резолюции по мерам предотвращения доступа террористов к ОМУ и средствам их доставки и призыв к государствам-членам поддержать международные усилия в этой области.

1 июня 2006 года независимая международная Комиссия по оружию массового уничтожения представила свой доклад под названием «Оружие террора», в котором она выдвигает ряд предложений относительно того, как мир может избавиться от ядерного, биологического и химического оружия.

ООН играет значительную роль в многостороннем разоружении посредством помощи государствам-членам в принятии новых норм и укреплении и консолидации существующих соглашений. Одним из наиболее эффективных способов предотвращения использования или угрозы использования террористами ОМУ является укрепление многосторонних режимов, уже разработанных для запрета использования такого оружия и недопущению его распространения.

Механизм разоружения Устав возложил на ГА основную ответственность за рассмотрение «общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципов, определяющих разоружение и регулирование вооружений» Ассамблея располагает двумя органами, занимающимися вопросами разоружения. Это Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности, заседающий во время регулярных сессий ГА и рассматривающий все вопросы повестки дня Ассамблеи, касающиеся разоружения; и Комиссия по разоружению, представляющая собой специализированный совещательный орган, акцентирующий внимание на конкретных проблемах, и собирающийся ежегодно на трехнедельную сессию. Соглашения о многостороннем разоружении
и регулировании вооружений

Сокращенная хронология важных мер в области международного разоружения и регулирования вооружений, выработанных в результате переговоров на многосторонних и региональных форумах, выглядит следующим образом.

1959 — Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию континента и запрещает испытание любого вида оружия;

1963 — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о частичном запрещении испытаний) допускает ядерные испытания лишь на подземных полигонах.

1967 — Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) запрещает испытание, использование, производство, накопление и приобретение ядерного оружия странами региона. Все пять ядерных держав являются его участниками.

1967 — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космическом пространстве): предписывает, что космическое пространство должно использоваться лишь в мирных целях, а ядерное оружие не может быть размещено или испытано в космическом пространстве.

1968 — Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает, что государства, не имеющие ядерного оружия, согласны никогда не приобретать ядерное оружие, а взамен им обещан доступ к гражданским ядерным технологиям;

1971 — Договор о запрещении размещения на дне и под дном морей и океанов ядерного оружия (Договор о морском дне) запрещает размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов.

1972 — Конвенция о бактериологическом (биологическом) оружии (КОБО) запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки. Протокол о контроле, который не удалось выработать при заключении Договора, рассматривается в настоящее время государствами-участниками.

1980 — Конвенция о конкретных видах обычного оружия запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Протокол I запрещает оружие, при взрыве которого образуются осколки, не обнаруживаемые в человеческом теле при рентгеновском обследовании; измененный Протокол II (согласованный в 1995 г.) ограничивает использование определенных видов мин, мин-ловушек и других приспособлений; Протокол III запрещает зажигательное оружие, используемое для поджигания целей; Протокол IV запрещает использование ослепляющего лазерного оружия; Протокол V запрещает или ограничивает применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

1985 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) запрещает размещение, приобретение и испытание ядерных взрывных систем и сбрасывание ядерных отходов в данной зоне.

1990 — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

1992 — Конвенция по химическому оружию (КХО) запрещает разработку, производство, накопление и использование химического оружия в мировом масштабе и требует его уничтожения.

1995 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) запрещает разработку и размещение ядерного оружия на территории государств — участников Договора;

1996 — Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор), запрещает разработку и размещение ядерного оружия на Африканском континенте.

1996 — Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) вводит запрет во всем мире на любые виды ядерных испытаний в любой среде.

1997 год — Конвенция о противопехотных минах запрещает использование, накопление, производство и передачу противопехотных мин и предусматривает их уничтожение.

 

Конференция по разоружению является единственным многосторонним переговорным форумом международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. За последнее время Конференция успешно провела переговоры о заключении Конвенции по химическому оружию и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Поскольку деятельность этого органа затрагивает интересы национальной безопасности государств, то его решения принимаются строго на основе консенсуса

В Секретариате ООН решения Ассамблеи по вопросам разоружения проводит в жизнь Департамент по вопросам разоружения. Институт ООН по исследованию проблем разоружения проводит исследования по разоружению и связанным с ним проблемам, в первую очередь по международной безопасности. Консультативный комитет по вопросам разоружения дает Генеральному секретарю информацию о вопросах, касающихся ограничения вооружений и разоружения, и служит Советом попечителей ЮНИДИР. Он также дает консультации по реализации поправок к Информационной программе ООН по разоружению.

 

Вопрос 141 Понятие, содержание и особенности международной борьбы с преступностью, ее цели и формы.

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

Возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия. В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п. Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств — членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об “отмывании”, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства — члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал