Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Леванов А. Д.Стр 1 из 18Следующая ⇒
А. Д. ЛЕВАНОВ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Кемерово 2003
Министерство образования Российской Федерации Кемеровский государственный университет Экономический факультет Кафедра экономической теории
А. Д. Леванов
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Опорный конспект лекций
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей.
Кемерово 2003
ББК У02 (0)я73 УДК 330.8 Л 34 Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета Н а у ч н ы й р е д а к т о р: доктор экономических наук, профессор, академик МАН ВШ, Р е ц е н з е н т ы: доктор экономических наук, профессор КузГТУ В.А. Логачев; Кафедра основ экономической теории Сибирского государственного индустриального университета (зав. кафедрой Ю.П. Прохно) Леванов А. Д. Л 34 История экономических учений: [Опорный конспект лекций]: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - /Кемеровский госуниверситет. – Кемерово, 2003. – 141 с.
ISBN-5-8353-0263-0 Пособие отражает основные этапы возникновения и содержание ведущих экономических теорий, существующих экономических школ от зарождения до современности. Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, преподавателей, аспирантов и всех, кто изучает экономическую теорию и ее историю.
© Леванов А. Д., 2003 © Кемеровский госуниверситет, 2003 Содержание
Предисловие
Бытует мнение, что как научная дисциплина история экономических учений относится к числу вспомогательных. Это мнение, на наш взгляд, не во всем доказательно. Кроме того, что само деление наук на основные и вспомогательные является очень условным, отметим: нет ни одного направления экономических наук, которое бы не предваряла или завершала история экономических учений. Даже хорошие знания, полученные в рамках профилирующих дисциплин, будут более прочными, если будущий специалист усвоит и запомнит процессы формирования этих дисциплин. На вопрос «Зачем нужно изучать историю экономических учений?» один из виднейших западных исследователей – М. Блауг отвечает, потому, что «это – «лаборатория», в которой … мы учимся рассматривать достижения экономистов-теоретиков с необходимой методологической предусмотрительностью».[1] Как самостоятельная учебная дисциплина курс «История экономических учений» вводится в вузах страны ещё в 60-е годы прошлого столетия. Но изучали его по ограниченному числу специальностей – при подготовке специалистов политической экономии, бухгалтеров, финансистов. С конца восьмидесятых годов он признан обязательным для всех экономических специальностей. Поэтому в последующее десятилетие появляется большое количество учебной, учебно-методической и переводной литературы. В данном учебном пособии преследуется цель – дать содержательную информацию о возникновении ведущих учений, которые в конечном счете определили предмет экономической теории и методы её исследования, а также помочь студентам систематизировать полученные знания в области экономики. Однако прочность их во многом будет зависеть от самостоятельной работы. Повысить её результативность призваны рекомендуемая основная и дополнительная литература, вопросы для самоконтроля, логические схемы и предлагаемый алгоритм изучения материала. Он не сложен и состоит в обязательном ответе на вопросы: 1. Как можно сформулировать, дать определение экономического учения? 2. Каковы причины его возникновения? 3. Кто были представителями этого учения? Какие труды они написали? 4. Чем отличается это учение от других? 5. Кто был последователем данного учения? Как оно развивалось? 6. Имело ли оно практическое значение? Также следует обратить внимание на вопрос о том, может ли оказать помощь то или учение в деятельности будущего специалиста? Как он сам оценивает взгляды учёных-предшественников? Актуальны ли они и нужно ли их изучать сегодня?
|