Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации отклонений в развитии
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров: —особенностей функциональной локализации нару —времени поражения. Чем раньше произошло пора —взаимоотношения между первичным и вторичным —межфункциональных взаимодействий. К ним отно Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза. 1.Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. 2.Задержанное развитие. Оно характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденногоразвития наследственные заболевания, внутриутробные, 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми 5. Искаженное развитие. Наблюдаются сложные соче 6. Дисгармоничное развитие. Наблюдается врожденная В практической деятельности специалисты предпочитают классификацию Б. П. Пузанова и В.А. Лапшина. К первой группе в этой классификации относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с недостатками слуха делят на две группы: — глухие (неслышащие) — с тотальным (полным) вы — слабослышащие (тугоухие) — с частичной слуховой Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы: — слепые (незрячие) — с полным отсутствием зри — слабовидящие — с остротой зрения на лучше видя Ко второй группе относят детей умственно отсталых и с ЗПР. Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Она выражается в.двух формах: олигофрении и деменции. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1, 5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних этапах онтогенеза (после 1, 5—2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резиду-альная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью). В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 — легкая степень умственной отсталости; 318.00 — умеренная умственная отсталость; 318.10 — выраженная умственная отсталость; 318.20 — глубокая умственная отсталость. Детей с ЗПР подразделяют на четыре подгруппы: конституционного происхождения или гармонический инфантилизм; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрастенического характера. К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дис-лалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Основной контингент этой категории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. К пятой группе относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например: умственно отсталые неслы-шащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. К шестой группе относятся дети с искаженным развитием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), патологией влечений. О.В. Трошин (2000) предложил следующую системно-психологическую классификацию отклонений в развитии. 1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зрения. 2. Аффективные: аутизм, психопатии. 3. Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (ум 4. Психомоторные: речевые нарушения, нарушения
|