Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснуйте образование как общественное явление и как педагогический процесс. Раскройте сущность образовательной среды.






Сущность образования как общественного явления может быть понята исходя из того, что любое общество может существовать лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными, социальными, культурными условиями. Присвоение этих ценностей и норм подрастающими поколениями, их трансляция от одного поколения к другому осуществляется благодаря образованию.

С точки зрения общественных функций образование — средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. Этот аспект образования как общественного явления отражается в понятиях социализации и культурной идентификации, т.е. отождествления себя с определенным социокультурным образцом, идеалом.

Образование как способ обеспечения наследования культуры, включения человека в общество возникло вместе с появлением общества и развивалось по мере изменения общества, культуры и самого человека. Однако с того времени, когда в конце существования первобытного общества процесс передачи знаний, ценностей, норм, социокультурного опыта выделился из других видов жизнедеятельности социума и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, образование заняло особую нишу в жизни общества.

Образование можно рассматривать в качестве особой, относительно самостоятельной, сферы социальной жизни. Этот аспект образования как общественного явления может быть выражен через понятие образовательной системы (системы образования), хотя этим понятием и не исчерпывается полностью его содержание.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. Существуют разные подходы к пониманию структуры образовательной системы. Если рассматривающего систему образования с внешней стороны, она включает образовательные учреждения; органы управления образованием; документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и учебные пособия). Система образования, рассматриваемая с внутренней стороны, состоит из следующих элементов: цель, содержание образования, организационные формы образования (например, урок), образовательные процессы, педагоги, воспитанники.

На характер и содержание образования оказывают влияние следующие факторы:

- Насущные требования общественного производства, развития экономи- ки, научно-технического прогресса;

- Социальная структура общества, запросы и интересы господствующих в обществе классов и социальных групп, их политика в области образования;

- Духовно-нравственная жизнь общества;

- Уровень развития самого школьного дела и педагогической науки;

- Интересы и потребности самого растущего человека

Основное понятие, с помощью которого можно охарактеризовать образование современной России — поликультурность. Поликультурность проявляется в многообразии видов образовательных учреждений и особенностях организации в них педагогического процесса, что влечет за собой многообразие взглядов, установок, позиций педагогов и учащихся.

Образование как общественное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, научно-технический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образования. Главной же ценностью образования, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

 

Образование может быть рассмотрено не только как общественное явление, но и как процесс.

Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические характеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организующих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для педагогов и учащихся, воспитанников).

Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе является закономерная логика. Она определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Она же обусловливает закономерный, неслучайный характер изменений, происходящих в рамках процесса.

Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающуюся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образовательного (педагогического) процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием образования (первобытное общество, древний мир, средневековое общество, новое время, современное общество).

Развитие не происходит равномерно, «по восходящей», в одном и том же темпе, как постепенное «усовершенствование» процесса и включенных в него людей. Переход от одной стадии развития к другой осуществляется в так называемых «кризисных точках». Кризис знаменует собой резкий перелом, переход от одного качественного состояния к другому. Развитие образовательных систем представляет собой чередование относительно спокойных периодов с резкими скачками, которые отделяют одну стадию процесса от другой. Такие скачки происходили в развитии отечественной системы образования в связи с отменой крепостного право в 1861 г., после революции 1917 г. и в другие периоды социальной нестабильности. Таким образом, одной из важнейших характеристик образовательного процесса является нелинейность.

 

В общем виде под средой в педагогике понимают совокупность окружающих человека общественных, материальных, и духовных условий его существования и деятельности.

Хуторской А.В. под образовательной средой понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Щуркова Н.Е. понимает воспитывающую среду как совокупность окружающих ребёнка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие, и содействующих его вхождению в современную культуру.

Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания.

Образовательная среда школы - это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:

1. Материально-техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;

2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;

3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;

4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;

5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;

6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал