![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Даны сразу цели воспитания вообще и цели воспитательных технологий
Ц ель воспитания – это то, к чему стремится воспитание. Это будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает (либо это не воспитание). Целям подчиняется всё: содержание, методы, формы, организация. Цель выражает общую направленность, целеустремлённость воспитания. На практике цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты. Поэтому справедливо будет сказать, что цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач. Однако, если задач, определяемых целью воспитания, обычно много, то цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы, - всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и тоже время воспитание стремилось к различным целям. Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других. Основные факторы, определяющие цели воспитания: - идеология и политика государства; - требования господствующего класса; -потребности развития общества; - способ производства; - темпы социального и научно-технического прогресса; - уровень развития педагогической науки и практики; - возможности учебно-воспитательных заведений. Требования к воспитательной цели: 1) значимость содержащихся в ней положений для ведущих личностных, индивидуальных или субъектных свойств воспитанника; 2) конкретность (какие именно качества надо сформировать, каких изменений достичь и пр.); 3) реальность (достижимость в определенный отрезок времени и обеспечен- ность средствами достижения); 4) ее позитивный характер (следует избегать формулировок типа «воспитать негативное отношение...») Цели воспитания – многоуровневы: 1 уровень понимания: ЦВ –это общие ценностные устремления (ориентации), выражающие общественные, жизненные, педагогические идеалы педагога-воспитателя, педколлектива, общества. 2 уровень понимания: ЦВ - это цели деятельности воспитателя, состоящие из: 1)- результативных целей (желаемые изменения в школьниках в результате педагогической деятельности); 2)- процессуальных целей (желаемые качества самого воспитательного процесса). Нас прежде всего будут интересовать результативные цели, т.к. применительно к технологиям, результат должен быть гарантированным, а значит - равным поставленным целям, диагностируемым А) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых качествах поведения ученика. Здесь можно увидеть результат (факты вежливости, организованности, дисциплинированности…). Б) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых чертах личности ученика (честности, порядочности, заботливости, и пр.). В) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых глубинных характеристиках личности: образе «Я», базовых потребностях, способностях, и т.п. Таким образом, отвечая на вопрос: что же может быть ЦЕЛЬЮ воспитательных технологий: а)-формирование поведения? б)-формирование черт личности? в)- развитие глубинных качеств личности? г)- создание условий для развития личности? Целью воспитательных технологий должно быть технологичное создание условий для развития личности и коллектива.
|