Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные научные направления и школы в физиче-ской геофафии в хх-хх1 веках (Л. С. Берг, В. И. Вернадский, Б. Б. Полынов, Ю. М. Шокальский, А. А. Григорьев, С. В. Колесник, В. Б. Сочава. )






Физико-географическая школа Л. С. Берга-Борзова— основоположники ландшафтного направления советской физгео. Разработали основы комплексного исследования систем взаимодействующих компонентов окр. природы и ее оценки с точки зрения производства и жизни людей.

Последователи: Солнцев, Калесник, Арманд.

Берг - выдающийся уч., ученик Анучина. Первая экспедиция была связана с изучением соленых озер юга Западной Сибири и Северного Казахстана ср. Азии, Африки. Написал более 70 работ.

Научный метод Берга с самого начала его деятельности базировался на ком-плексном подходе к изучаемым явлениям, на исследовании взаимосвязей, генезиса и динамики природных объектов. 1913 г. вышла большая статья Берга «Опыт раз-деления Сибири и Туркестана на ландшафтные морфологические области. В отли-чии от Геттнера (география как о наука, изучающая страны), Берг на первый план выдвигал «изучение ландшафтов или естественных районов», территорий, имею-щих естественные границы. Ввел представление о «культурном ландшафте».

Вершиной развития учения о ландшафтах на примере конкретной территории стала монография Берга «Географические зоны Советского Союза».

Берг был замеча-тельным климатологом. Водоемы и климат для Берга это — элементы ландшафта со сложными взаимосвязями с другими элементами и компонентами. Он последо-вательно рассмотрел особенности влияния на климат широты места, материков и океанов, снежного и ледяного покровов, рельефа и растительности, деятельности людей. Им было опубликовано 300 работ по различным вопросам биологии. Ландшафтно-зональный принцип территориальных характеристик, разработанный Бергом, на-шел широкое применение в работах многих отечественных физико-географов.

Борзов – стремился к высокому научному уровню географического синтеза, проведению комплексных гоегр. работ. Содействовал становлению географич-й картографии.

Геогрофо-геохим школа В. И. Вернадского- Полынова

Вернадский - ученик Докучаева, специализировался по минералогии и кристал-лографии, членом АН. В 1916 г. появилось понятие о «живом веществе», Вернад-ский заложил основы учения о биогеохимии.

«Биосфера», Цель - исследовать жизнь химических элементов в природе (их сочетания и ми-грации).

Для обозначения «очеловеченной биосферы» Вернадский использовал термин «ноосфера», т.е. сфера разума.

Пространственные параметры биосферы В.И. Вернадского почти совпадают с географической оболочкой, ассоциируемой значительным числом географов с ос-новным объектом географии.

Б. Б. Полынов (последователь Вернадского) занимался изучением почв Черни-говской губернии.Полынов разработал ландшафтно-почвенный метод. На его основе было прове-дено исследование донских песков и равнин Северной Монголии, выделены харак-терные ландшафты.

Первым установил наличие особой переходной сферы от скальных пород к жи-вому веществу – коре выветривания, с особыми законами ее развития, энергетики, миграций хим. элементов. Определил кору выветривания как верхнюю оболочку литосферы. Полынов изучал миграционную способность основных химических элементов при исследовании коры выветривания. Полынов создал стройное учение о ландшафтах, их геохимической жизни, о круговороте веществ внутри ландшафтов и почв, усилив исторический аспект географии.

Ландшафт – конкретный объект изучения сложной генетической связи между физгео явлениями различных категорий, а геохим-й ланд-т - целостный объект, обладающий, кроме этой генетической связи, еще единством миграций химических элементов в коре выветривания и глубже расположенными коренными породами и подземными водами. Геохимический ландшафт выявляется не только в его горизонтальных, но и в его вертикальных связях.

большой итоговый труд «Учение о ландшафтах». Полынов начал рассматривать ландшафтное на-правление не с узких позиций описаний элементов ландшафтов, их систематизации и инвентаризации, а как «синтетическое естествознание».

Основоположник океанической научной школы, Ю. М. Шо-кальский (1856—1940) прославил себя как в изучении суши — по составлению гипсометрической карты нашей родной страны и по изучению озер, — так и в ис-следовании океанов и морей. Шокальский обнимал своими работами весь Мировой океан, но более всего знал моря Северного Ледовитого океана, Балтийское и Чер-ное. Самые крупные работы Шокальского — «Океанография» и «Физическая океанология» (1933). Шокальский рассматривал океаны, моря, заливы, проливы как географически целостные объекты, с присущими им водными массами, историей, динамикой, приливами, течениями, с их взаимодействием с сушей, с климатом и другими природными факторами.

Биогеграфич шк. Сукачева-Сочавы В; Сукачев изучал системы растительности, находящиеся в непрерывном развитии и изменении, как спонтанном, так и под влиянием человеческой деятельности. Он блестяще показал, как фитоценозы диалектически связаны с окружающей природой и как, в свою очередь, они изменяют эту природу. От исследования фитоценозов Сукачев пришел к идее биоценоза, и далее к идее биогеоценоза, т. е. единства биоценоза с топографически отвечающими ему другими природными компонен-тами. Сукачев считал, что движущей силой биогеоценогенеза как процесса саморазви-тия являются не внешние, а внутренние противоречивые взаимодействия его ком-понентов. Он был против идеи «климакса» в развитии биологических сообществ, выдвинутой буржуазной наукой. Сукачев поставил проблему управления разви-тием биогеоценозов, «чтобы оно давало максимум пользы дли человека».Классические труды В. Н. Сукачева — «Растительные сообщества» (ряд изда-ний), «Руководс i им к исследованию типов лесов» (1930), «Основы лесной бпоге-оцепо-логии» (1964) (совместно с Н. Дылисом).

В. Б. Сочава сле-дующим образом определи принципиальные позиции современной географии (1969): «Общая задача географии — изучение структуры и динамики географиче-ской среды и разработка научных основ ее комплексного исследования

Разрабатывал принципы физико-географического районирования, теории ландшафто-ведения, комплексного географического изучения таежных территорий. Сочава развивал структурно-динамическое направление в ландшафтоведении. Объекты такого исследования Сочава предложил называть геосистемами.

Сочава наметил перспективы развития географической науки, одним из важнейших направлений которой должен быть связан с географическим прогнозированием. Сочава рассмотрел не только задачи, но и основные методы прогнозирования, используя натурные наблюдения и набор специальных карт, составляемых для определенных временных этапов развития геосистем.

Ландшафтно-геофизическая школа А. А. Григорьев —создатель и руководи-тель Ин. гео АН СССР. Учение о географической оболочке развивал Григорьев.

Объект - физ гео - г.о. - зона взаимопроникновения и взаимодействия атмо-, гидро-, и литосферы и биосферы. Климат определяет все на Земле. Ввел в научный оборот термин «физ гео оболочка» и использовал для ее изучения количественные методы (пр, м-д балансов). Биосфера - это этап в развитии г.о.

Стремился поднять гео на уровень современной фундаментальной науки.

Сформулировал периодический закон географической зональности.

Основные труды посвящены общей теории физической географии (в том числе, и о учении о географической оболочке), принципам и методам физико-географического районирования и типам географической среды.

Утверждению понятия «географическая оболочка» в географии и развитию науки об основах землеведения плодотворно способствовал СВ. Калесник. Калесник был одним из основоположников отечественной гляциологии. Опуб-ликовал много работ по этой теме, среди них - «Общая гляциология» Им введены и развиты понятия о хионосфере, ледниковых коэффициентах, энергии оледенения, создана классификация ледников.

Калесник развил представление о природе как едином целом и попытался пока-зать это единство с позиций учения о географической оболочке. Калесник впервые включил учение о географической оболочке в учебную дисциплину. «Основы об-щего землеведения». Рассмотрению свойств географической оболочки посвящена книга Калесника «Общие географические закономерности Земли».

19. РОЛЬ Н.Н. БАРАНСКОГО И Н.Н. КОЛОСОВСКОГО В СТАНОВЛЕ-НИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Н. Н. Баранский и Колосовский создали экономико-геогр шк. - изучали террито-риальные системы производительных сил (страны, эконом и пром районы, узлы). Использовали историч, пространственные, картографич подходы к исследованию. Они выделяли связь ТСЭС с окр геогр средой. Школу отличает конструктивность и рассмотрение систем в свете их перспектив.

Баранский в Коммунистическом университете в 1921 г организовал кафедру экономической географии. В 1926 г. им был опубликован учебник «Экономическая география СССР, в основу которого были положены идеи экономических районов, энергопроизводственных комплексов и общественного территориального разделения труда. Первым начал применять полевые крупномасш эк-геогр иссле-дования. Применял сравнит и картографич м-ды исслед-я. Разрабатывал вопросы о геогр разделении труда. Разработал м-ды эк-геогр изучения городов и установ-ления их иерархии.

В 1929 г. В МГУ, организовал кафедру экономической географии. Развивал идеи районной эконом гео. Баранский выступал за «географизацию» экономической географии, за тесное сотрудничество с физической географией.

Под руководством Баранского сформировалось районное направление в эконо-мической географии и была создана научная отрасль географии городов. Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, трудов по социально-экономической географии и экономической картографии. Основные работы: Колосо́ вский (1891—1954), советский экономист и экономикогеограф, занимался экономическим районированием, разработкой схем изучения и освоения ресурсов Сибири и Дальнего Востока (Урало-Кузнецкий комбинат, Транссибирская сверхмагистраль, Ангарострой, очаговое освоение Се-вера). Во время войны руководил развертыванием военной промышленности на Урале. После окончания войны Ко-лосовский сосредоточился на преподавании, был профессором Географического факультета МГУ, где читал лекции с 1931. Им были создан авторский курс лекций по эконо-мическому районированию, разработан понятийный аппарат советской районной школы экономической географии. Н. Н. Колосовский ввел в научную практику такие понятия как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект), разрабатывал теорию эко-номического районирования

Н. Н. Колосовский занимался составлением и обоснованием новой сетки эконо-мического районирования страны. Он ввел термин «районирование природной среды» вме-сто физико-географического районирования. Колосовский выделил 8 типов ЭПЦ (энерго-производственных циклов): пирометаллургический черных металлов, пирометаллургический черных и цветных металлов, нефте-энергохимический, гидро-энергопромышленный, цикл перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический, индустриально-аграрный, гидромелиоративный.

20.ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ ХЕНТИНГТОНА И ХАРШТОРНА В ГЕОГРАФИИ.

Заметное место в американской географии первой половины XX в. занимал Эл-суорт Хантингтон, в 20-е гг. бывший президентом Ассоциации американских географов. Хантингтон был сторонником географического детерминизма-учения о доминирующем влиянии природных факторов на экономическую и иную деятельность людей. В частности, сопоставляя эпохи климатических колебаний с великими миграциями кочевников-скотоводов из Центральной Азии, он пришел к выводу, что массовые перемещения людей приходились на засушливые эпохи. Об этом он писал в книге «Пульс Азии» (1907). «Цивилизация и климат», в которой доказывал, что «человеческие цивилизации способны развиваться лишь в районах с бодрящим, стимулирующим климатом, в то время как постоянно жаркий, расслабляющий климат тропиков препятствует их становлению».

Ха́ нтингтон — известный американский социолог и политолог.

Автор многочисленных работ в области политической модернизации, междуна-родных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них следует выде-лить: «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957), «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968), «Третья вол-на: Демократизация в конце 20 столетия» (1991), «Столкновение цивилизаций» (1993), Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», ко-торая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе.

Хантингтон отстаивает идею множественности цивилизаций, основой которых являются язык и религия.

Хантингтон утверждает, что географические соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними.

Видным теоретиком географии был Ричард Хартшорн. В 1939 г. в книге «Сущность географии» он изложил ретроспективное впечатление о развитии гео-графии. Хартшорн настаивал на том, что «главный фокус географии — территори-альная дифференциация, мозаика отдельных ландшафтов на земной поверхности... География занимается тем, что обеспечивает точное, упорядоченное и рациональ-ное описание и интерпретацию разнообразия земной поверхности.., стремится по-лучить законченное знание о территориальной дифференциации мира». Хартшорн настаивал, что разделение географии на физическую и экономическую является искусствен-ным и вредным. Харт-шорн утверждал одинаковую важность покомпонентного и регионального изуче-ния территорий. И поиск закономерностей не входит в задачу географии. Для Хартшорна география — наука хорологическая. Единственная исторически оправ-данная задача географии — «изучение территориальной дифференциации поверх-ности», описание отдельных земных пространств. Главн смысл геогр, в страно-ведении.

Является одним из наиболее ярких представителей хорологической школы, считал географию единой наукой, задачей которой является описание «террито-риальной дифференциации земной поверхности» и накопление фактического ма-териала. Особое значение придавал изучению традиций и обычаев населения раз-ных территорий, поведения их обитателей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал