![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание. Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия. Рекомендации к решению: 1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка. 2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2010 - 2013гг.) или через среднегодовые темпы их изменения. Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за текущий год к объему ее реализации за предыдущий год и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Например, РР для продукции №1 = 2500: 2900 =0, 86. Среднегодовой темп изменения объемов реализации по каждому виду продукции определяется как отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения, и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Среднегодовой темп роста за n лет вычисляется по формуле где Y - значение объема реализации соответственно за n-й (текущий 2013) или 1-й (базовый 2010) год.
3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом. Например, ОДР для продукта № 1 = 34: 17=2. Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза. 4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2013 г. Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 1.2).
Таблица 1.2 Расчетные данные для построения матрицы БКГ
5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т. е. объем продаж постоянен, и относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта № 1 см, рис. 1.1).
Рис. 1.1. Матрица БКГ
6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения: - убрать из продуктового портфеля предприятия; - увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля; - изменить относительную долю на рынке; - увеличить инвестирование; - ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.
Матрица БКГ по всем видам продукции имеет вид, представленный на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Пример матрицы БКГ
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля: «звезды» оберегать и укреплять; - по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять; - для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня; - «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»; - комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли; - комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности; - комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.
|