Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реабилитация гнева
Я считаю, что существует важная область непонимания или недостатка понимания природы и должного места гнева. Конрад Баарз, христианский психолог, писал об апатии среди стольких многих христиан к такому социальному злу, как аборты, порнография, нищета и дискриминация. Он предположил, что одной из причин этого является тот факт, что учение Церкви о гневе было почти полностью негативным. Христиане не могут любить такие вещи, но их также учили, что гневаться неправильно. Результатом этого является либо апатичное пораженчество, либо бесстрастный протест. Это настроение было прекрасно схвачено в стихотворении У. Б. Уитса «Второе пришествие». " Все распадается, костяк всего упал, Анархия кругом свой правит бал, Кровь хлынула мерцающей рекой, Везде топя невинности остатки; У тех, кто лучше, осужденье умерло, Активны лишь готовые на зло". Печально, но часто на стороне зла больше страсти и интенсивности чувств, чем на стороне добра. Что такое гнев? Одна из проблем заключается в том, что в нашем языке нет готового способа для различения между гневом, как чувством и гневом, как поведением, но это различение имеет первостепенную важность. Гнев является одной из эмоций, данных Богом; он, на самом деле, является одной из аварийных мобилизующих эмоций, и ее функция — высвободить умственную энергию, которая даст нам возможность выстоять при кризисе или опасности. Некоторые из других слов, которые ассоциируются у Нас с гневом, выражают тот же тип энергии: подумайте, например, что несут такие слова, как негодование, рвение, ярость и гнев. Но гнев, как чувство, сам по себе морально нейтрален. Он может вести как к греховному поведению, так и к праведному поведению. «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте место диаволу» 4. Ефесянам 4: 26-27. Это различие между чувством и поведением ясно видно во взаимоотношениях между Каином и Авелем. Мы читаем в Бытии 4: 5-7: «...Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Затем Бог говорит Каину. «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Заметьте, что о чувствах только спрашивают, они не осуждаются, но затем следует предупреждение: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Главное в случае с Каином, как и с нами, его поведение, а не его чувства. Когда необходим гнев? Гнев — это эмоциональная реакция, целью которой является мобилизация нас на действие, которое следует предпринимать в ситуациях, подобных следующим: 1. Нейтрализовать оскорбление или вред, причиненные нам или тем, кого мы любим, или за кого мы несем моральную ответственность. Если мы не гневаемся на очевидную жестокость к детям, женщинам, беспомощным людям, животным, у нас серьезные проблемы с моральной чувствительностью. 2. Защитить себя или тех, кого мы любим или то, что считаем дорогим для себя от вреда опасности, от продолжения или повторения вредоносного действия. 3. Требовать извинения, покаяния, восстановления и возмещения за совершенные оскорбления или вред, и 4. Дать другому человеку знать, как мы чувствуем себя, \ чтобы дать ему или ей возможность исправиться и обращаться с нами более справедливо и милосердно в будущем. Вы можете вспомнить случай, когда вы, наконец, по- настоящему разгневались на неправильное поведение какого-то человека, а он изумленно сказал: «Извини, я не знал, что ты так это воспринимаешь». Вам не нужно много читать Евангелие, чтобы понять, что временами Иисус гневался. Когда Он изгонял менял из храма, нетрудно представить тон его голоса: «Как вы осмелились превратить дом Отца Моего в базар!» Стих, который ученики, устрашенные Его возмущением, вспомнили, был: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» 5. Иоанна 2: 16-17. Это картина контролируемой силы и направленного морального рвения. Она суммируется в самой живой из всех фраз, используемых для описания Божественной энергии, высвобожденной против греха и зла — «гнев Агнца». Когда гнев оправдан? Мы уже обращались к случаю, когда чувства и поведение идут вместе, но они раздельны, и их необходимо различать. Необходимо рассмотреть следующий вопрос: «Как прежде всего я узнаю, оправдан ли мой гнев?» Эмоциональные реакции в большой степени являются результатом нашего восприятия, то есть если я замечу опасность, на самом деле отсутствующую, или несуществующую угрозу, я отреагирую ненужным и бесполезным гневом. Так же если то, что защищается, не является тем, что я должен был защищать мою гордость, мое тщеславие или какое-то весьма ложное и пустое мнение. В таких случаях необходимо направлять мое восприятие и различение, мне необходимо «видеть» вещи в реальной перспективе. Важно понять, что эмоции, хотя и являются важной I мотивирующей силой поведения, не должны направлять | наше поведение. Наше поведение должно направляться совестью, разумом и волей. Гнев может мобилизовать меня на встречу того, что я рассматриваю как опасность, но я не должен быть увлечен этим гневом. Я должен выбрать' правильную реакцию в соответствии с моим пониманием и моим духом. На самом деле, эмоции построены так, что они примут решение с помощью этих более важных частей человека, и энергии, которую они произведут, хватит на придание реакции силы. Даже если правильная реакция заключается в ничегонеделании, например, в терпении и прощении, эмоции не подавляются и не отвергаются этим решением. На самом деле, через принятие этого решения воли эмоции все равно задействованы. Еще одно слово, используемое для описания гнева — это пыл. Первоначальное значение этого слова очень интересно, оно связано с описанием процесса закаливания стали. Гнев должен закаливать нас для кризиса так же, как сталь закаляется при обработке. Но если эмоциональной энергии гнева позволить свободно действовать, мы говорим: «Я вышел из себя», — что на самом деле и происходит. Мы теряем способность управлять собой в драке, подобно взбесившемуся боксеру. Различение между чувствами и поведением может также помочь нам увидеть, как гнев можно направить в русло созидательного примирения. Во-первых, нам нужно признать и рассмотреть свой гнев, чтобы решить, является ли он законным, оправданным, или на самом деле, это проблема, с которой нужно бороться. Если он оправдан, то нам нужно признать и принять гнев и позволить его мобилизующей энергии обеспечить подъем в нас, чтобы мы могли противостать обстоятельствам. Если при этом присутствует нарушение или вред, с которыми необходимо разобраться, нам нужно сделать это честно и с состраданием. Гнев и сострадание не являются несовместимыми. Необходимо трезво посмотреть на проблемы до того, как можно заниматься прошением. На самом деле, преждевременное прощение или попытка пойти напрямик, не касаясь неприятных вещей, тоже часто завершается тем, что все просто погребается. То же происходит, когда люди так боятся гнева, что подавляют его до того, как у него есть возможность выразиться. В обоих случаях гнев уходит в подполье, чтобы питать обиду. Обида означает, что одно и то же испытывается снова и снова. Она также может произвести злобу, ожесточение и депрессию. Вспомните стихотворение Блейка «Отравленное дерево»: На друга как-то я был зол, Открыл мой гнев, мой гнев ушел, Когда я зол был на врага, Я скрыл свой гнев, и злость росла.
И ночь и день она росла, Пока свой плод не принесла, Мой враг увидел блеск плода, И мысль к нему одна пришла.
Прокрался в сад мой тихо он, Когда накрыла ночь мой дом, С утра был рад увидеть я, Лежащий труп того врага.
|