![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольное задание №2⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Задание 1. В целях исследования взаимосвязи между уровнем образования и уровнем самооценки человека проведен социологический опрос 100 респондентов. Выяснилось, что из 50 респондентов, имеющих законченное высшее образование, 44 имеют высокую самооценку, а 6 – низкую самооценку, а из 50 других респондентов, не имеющих законченного высшего образования, 8 имеют высокую самооценку, а 42 – низкую самооценку. Требуется построить таблицу сопряженности, произвести измерение силы взаимосвязи уровня образования и уровня самооценки, обобщить выборочный результат на генеральную совокупность, охарактеризовать источники погрешностей в выводах. Решение: Сведем исходные данные в таблицу STATISTICA Построим таблицу сопряженности. Для этого войдем в модуль Основной статистики Выберем Таблицы сопряженности
Выберем переменные: Во вкладке Дополнительно появившегося окна выберем кнопку «Просмотреть итоговые таблицы» Результат: Для измерения сила взаимосвязи переменных используем корреляционный анализ. Для этого войдем в модуль Парные и частные корреляции Переходим к выбору переменных. Нажимаем на кнопку Прямоугольная матрица Выбираем переменные Нажимаем кнопку Матрица парных корреляций и получаем коэффициент корреляции Согласно таблице между переменными существует очень высокая связь. Проверим гипотезу об обобщении выборочный результат на генеральную совокупность. Вернемся в корреляционный анализ. В Опциях установим настройку Подробные таблицы результатов Результат: Обратим внимание на значение t. Оно равно -10, 28. По таблице t-распределения нам нужно найти критические области значений. Рассчитаем их в MS Excel:
Задание 2. Каждому из 77 респондентов, образующих репрезентативную выборку избирателей, предлагалось ответить на вопрос о том, какой уровень развития каждого из перечисленных 13 ниже личностных качеств (второй столбец таблицы) необходим для депутата городского собрания. Оценивание производилось по 10-балльной рейтинговой шкале (рейтинг 10 баллов соответствуют наивысшему уровню развития личностного качества). Усредненные оценки избирателей приведены в третьем столбце таблицы. Параллельно с данным социологическим опросом избирателей обследовалась группа депутатов и кандидатов в депутаты того же городского собрания. Их индивидуальная диагностика проводилась с помощью определенной стандартизованной процедуры психологического тестирования (т.н. Оксфордская система экспресс-видео-диагностики) по тому же набору личностных качеств, который использовался при проведении социологического опроса. Индивидуальные диагностические показатели для одного из кандидатов в депутаты по 20-балльной рейтинговой шкале приведены в четвертом столбце таблицы (рейтинг 20 баллов соответствуют наивысшему уровню личностного качества).
Необходимо провести измерение того, в какой степени индивидуальный профиль данного кандидата в депутаты отвечает ожиданиям участвующих в социологическом опросе респондентов, сделать научно обоснованные выводы по обобщению выборочного результата на генеральную совокупность избирателей, охарактеризовать источники погрешностей в выводах. Решение: Создадим таблицу с исходными данными в Statistica Проведем исследование исходных данных. Для этого войдем в модель Описательная статистика Переходим к выбору переменных
Результат исследования: Мы видим, что средний балл довольно сильно отличается. Это значит, что реальные оценки кандидата не вполне соответствуют ожиданиям избирателей. Дополнительно проведем анализ соответствия с помощью хи-критерия Пирсона. При проверке простой гипотезы известны как вид закона В основе статистик, используемых в критериях согласия типа Статистика критерия согласия
Выдвинем 2 гипотезы: Н0 – оценки не соответствую ожидания. Н1 – оценки соответствуют. Воспользуемся Подгонкой распределения Выбираем нормальное распределение Выбираем переменную По умолчанию заполняются значения Устанавливаем необходимые флажки в Опциях Нажимаем ОК. Результат: Хи-квадрат = 5, 66. Проверим, входит ли это значение в критическую область. Воспользуемся Excel. Мы видим, что полученное значение входит в критическую область. Значит, гипотеза о соответствии оценки ожиданиям подтвердилась. [1] Оценка качества подготовки будущих учителей /Под ред. проф. Н.А. Шайденко. - Тула: Изд-во ТГПУ, им. Л.Н. Толстого, 2002, стр. 38-51
|