Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессуальная часть.
Организация учебного процесса по усвоению основ толерантности школьниками может проходить по двум направлениям:
1. Введение в школьную программу такого предмета, как «толерантность».
2. Проведение классных часов, посвященных образованию школьников в аспекте изучения толерантности.
Данный учебный процесс может проходить, как в виде лекций, обучающих общим понятиям терпимости, уважения друг к другу, взаимопомощи и оптимальному урегулированию конфликтов, так и в виде различных тестов и игровых мероприятий. Игровые мероприятия заключаются в обыгрывании различных ситуаций, с которыми может столкнуться подросток, где каждый участник берет на себя определенную роль, после чего идет общая оценка правильности действий сторон и разбор ошибок.
Тесты могут проводиться для индивидуализации процесса обучения, так как по их результатам будет понятно на кого стоит обратить особое внимание, и кто уже овладел основами данной дисциплины. (образец теста см.ниже)
Инструкция. Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом: «++» - сильное согласие (конечно, да); «+» - слабое согласие (скорее да, чем нет); «0» - ни да, ни нет; «-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да); «--» - сильное несогласие (конечно нет). Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо! 1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать. 2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы. 3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства. 4. Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги. 5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми. 6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех. 7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями и обычаями. 8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе. 9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные. 10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми. 11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы. 12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре. 13. улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег. 14. Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности. 15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды. 16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях. 17. Человека. Который любит другую страну и помогает ей боше, чем своей, необходимо наказывать. 18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов. 19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими. 20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы. 21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах. 22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело. 23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились. 24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры. 25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России. 26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова. 27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности. 28. Истинной религией может быть только одна религия. 29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему. 30. То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру. 31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение. 32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять. 33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности. 34. Мне хотелось бы немного пожить в другой стране. 35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы. 36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих. 37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию. 38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение. 39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки. 40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок. 41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать. 42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие. 43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей. 44. Идти на уступки – это значит проявлять слабость. 45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности. Обработка и интерпретация результатов. За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла. Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный. Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги: От – 90 до – 45 – высокий уровень развития интолерантности; От – 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности; От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности; От 45 до 90 – высокий уровень толерантности.
Основываясь на результатах подобных тестов, можно выявить, как общий уровень толерантности в школе, классе, так и уровень индивидуальной толерантности, что существенно помогает принять меры относительно тех подростков, которые попали в группу риска развития интолерантности, что влечет за собой проявление агрессии, непонимания и жестокости.
Школьники в процессе обучения могут активно взаимодействовать, как между собой, так и с учителем, по большей части это происходит в игровых методах, но и во время лекций приемлемы дискусси по интересующим вопросам, ученик может высказывать свою точку зрения, даже, если она противоположна той, что пытается донести учитель. Со стороны учителя, это, как одно из проявлений толерантности по отношению к ученикам, демонстрация ее на наглядном примере.
Учитель, доводящий до школьников информацию должен стараться учитывать их индивидуальные особенности, например, если результаты вышепоказанного теста у кого-то отрицательные, то следует постараться найти подход, посмотреть усваивает ли этот подросток суть данных лекций. Но, как бы критична не оказалась ситуация, ни в коем случае, учителю нельзя повышать голос, критиковать, резко указывать на ошибки, в особенности перед другими учениками. Учитель такой дисциплины обязан быть примером, должен попытаться войти в доверие, стать «другом», иначе эффективность этих занятий снизится в разы.
Для того, чтобы оценить эффективность данных занятий, следует провести один из похожих тестов, что был представлен выше в самом начале процесса обучения и после проведения полного курса. Его результаты дадут ясную картину освоения или неосвоения учащимися основных принципов толерантности.
В заключение могу сказать, что данная дисциплина существенно снизила бы уровень жестокости и насилия в школе, имела бы влияние на формирование мировоззрения и отношения к жизни и людям вокруг у, учащихся в школе, подростков в положительную сторону.
|