Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Социально-экономические механизмы регулирования занятости населенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Рынок труда – это наиболее сложный элемент рыночной экономики, представляющей в общем виде механизм согласования интересов работников и нанимателей, с помощью которого люди обеспечиваются работой и осуществляется координация всех решений в сфере занятости. На рынке труда динамически переплетаются интересы работников и нанимателей при установлении цены труда и условий его функционирования. Поэтому здесь находят отражение практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. В республике складывается тенденция сокращения зарегистрированной безработицы, связанная в первую очередь со снижением числа регистрируемых безработных. Вместе с тем растет скрытая и незарегистрированная безработица. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве незанятого населения, переобучению и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без позитивных изменений в использовании всех трудовых ресурсов, повышении роли квалифицированного труда, свободного перелива рабочей силы в различные формы собственности и сферы деятельности. Поэтому до достижения полноценных рыночных отношений государство должно взять на себя роль регулятора занятости на макроуровне, увязывая ситуацию в сфере труда и макроэкономическими условиями функционирования экономики. Эффективным способом определения фактического уровня, незанятости безработицы является проведение выборочных обследований домохозяйств, одно из которых было проведено в октябре 1997 г. с целью получения достоверной информации о трудовых ресурсах г. Минска. Назначение подобных обследований состоит в раскрытии внутренней структуры занятости, незанятости и безработицы для выяснения, какие из структурных компонентов подлежат регулированию и с помощью каких механизмов это регулирование можно осуществлять в условиях ограниченных финансовых ресурсов и инвестиций в создании рабочих мест. Сравнительный анализ данных официальной статистики и аиаиаиаиаи исследования с целью выявления реальных уровней и структур занятости, незанятости и безработицы представлен в таблице 1.
Таблица 1. Трудовые ресурсы генеральной (население г. Минска) и выборочной совокупностей
В балансе трудовых ресурсов, рассчитываемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, учитывается только уровень зарегистрированной безработицы, не дающий полного представления о действительном положении дел. Общий показатель реальной безработицы, имеющий собственную трехкомпонентную структуру (зарегистрированная, незарегистрированная и скрытая безработица), позволяет оценить уровень и содержательное наполнение такого явления, как безработица в условиях формирующихся рыночных отношений, и выработать меры регулятивного воздействия на те или иные тенденции в изменении ее уровня и структуры, а тем самым – в изменении спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Зарегистрированная безработица, находясь под управляющим воздействием службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции: включение индивидов в рынок труда через механизм профессионального обучения и переобучения, включение слабозащитных категорий в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что касается незарегистрированной безработицы, то выходя из под контроля органов управления, она становиться стихийным феноменом, чрезвычайным усилением «теневой экономики» и других нежелательных явлений. Предложения относительно совершенствования механизмов регулирования занятости населения. 1. Для получения органами управления систематизированной информации по проблемам безработицы Комитету по занятости при министерстве труда Республики Беларусь и Управлению по труду и занятости населения целесообразно включить в план НИР разработку методик расчета показателей, качественно и количественно характеризующих разные типы и виды безработицы, а также порядка сбора необходимых для этого данных. 2. Центрам занятости населения рекомендуется изучить систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом изменений, происходящих в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятости населения. При этом шире использовать модульные системы обучения, повышающие шансы трудоустройства. 3. С целью усиления регулирующего влияния государственных структур на формирование рыночных отношений необходимо улучшить систему перманентной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на разных региональных уровнях, а также повысить содействие в трудоустройстве. Одновременно важно искать новые подходы в вопросах финансирования системы профессионального обучения со стороны негосударственных структур. Также следует развивать основные направления обеспечения занятости населения: различные формы и виды предпринимательства, мелкий бизнес и самозанятость населения, перевод рабочей силы в непроизводственную сферу.
II. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции Анализ состояния занятости населения Республики Беларусь, с 1989 по 1994 г. показывает, что исходная тенденция более низкой доли женщин в занятом населении и соответственно более высокой среди пенсионеров (по сравнению с мужчинами) сохраняется. Состояние занятости характеризуется замедлением темпов роста доли безработицы и общей апаиаиаим рабочей силы на рынке труда (таблица)
Состояние занятости населения РБ (%)
Распад хозяйственных связей, закрытие нерентабельных предприятий, приватизация сферы обслуживания, сокращение научных и педагогических кадров, управленческого аппарата влекут за собой увольнение прежде всего женщин, поскольку они являются наименее защищенной рабочей силой. Использование их труда связано с необходимостью предоставлять конкретные льготы, выплачивать специальные пособия. В итоге демографическая структура высвобожденных из общественного производства такова: 4/5 составляют женщины, 1/5 – мужчины. 2/3 всех женщин, потерявших работу, имеют среднее и высшее специальное образование; 42, 7% находятся в возрасте до 30 лет, 32, 0% - от 31 до 40 лет; 25, 3 % - свыше 40 лет. До увольнения лишь 1/10 женщин были рабочими и 1/10 – служащими без специальности; 4/10 – специалисты технического профиля, 1/10 – работники народного образования, 1/10 – работники науки и научного обслуживания, 2/10 – работники сферы сервисных услуг. 67, 3% женщин замужем; 17, 3% не замужем; 12, 7% разведены; 1, 7% - вдовы. Согласно статистике Республиканской службы занятости населения в среднем, на обучение (переобучение) направляется ¼ всех безработных в возрасте до 40 лет. Что же касается трудоустройства, то 1/10 безработных трудоустраивается в течение месяца, 2/10 – от 1 до 3 месяцев, 2/10 – от 3 до 6 месяцев, 1/3 – от 6 месяцев до года (свыше 1/10 не работают более года). Трудоустройство осуществляется в соответствии с рыночным спросом: до 90% - на рабочие места и 10% - на специальности служащих. Характерно, что в связи с сокращением штатов и бюджетного финансирования прежде всего увольняют инженерно-технических работников (почти в два раза чаще, чем рабочих и служащих). Из всех уволенных ИТР по этой причине потеряли работу до 75%, из всех уволенных рабочих – до 40%, из всех уволенных служащих – до 50%. Что же касается увольнений по собственному желанию, то это могут себе позволить лишь 6% женщин – ИТР. Качество обучения и содержание прежней профессии, обуславливающее ее перспективность на рынке труда, оставляют желать лучшего. Так, только 13, 1% ИТР оценивают свою прежнюю профессию, как весьма перспективную; 29, 8% полагают, что она была хороша вчера, но сегодня спрос на нее упал; 47, 6 % считают, что их профессия бесперспективна в смысле смсиси работы. Что же предлагают им в службе занятости? Если есть реальная возможность удовлетворить их желания? Возможность получить новую профессию предлагалось примерно 1/3 ИТР, служащих и рабочих и половине выпускников; 2/3 инженерно-технических работников, служащих и рабочих, а также ½ выпускников такого предложения не получали. За период с 1992 по 1995 г.г. произошли определенные качественные изменения в проблемной ситуации трудоустройства женщин, обусловленные, с одной стороны, развитием инфраструктуры рынка труда в виде активно действующих центров занятости населения и центров по подготовке и переподготовке кадров, а с другой – затяжным характером экономических преобразований в Республике Беларусь, во многом выхолащивающем деятельность этой инфраструктуры. Наиболее характерной тенденцией, в связи с увеличением срока безработицы, является усиление психологического дискомфорта и, в конечном счете, резко падение активности поиска возможностей трудоустройства. Устали, находится в состоянии безысходности 16, 3% женщин, не работающих до 6 месяцев; 24, 1% не работающих от 6 месяцев до года; 33, 8% не работающих свыше года. Уровень дискомфорта в группе длительно неработающих в 1, 5 раза выше, чем среди безработных женщин в целом. Поддержанию этой тенденции может способствовать недооценка специалистами областных, городских и районных отделений занятости резкого ухудшения психологического состояния длительно не работающих женщин, которая подпитывается эмоциональным раздражением по поводу отказа от предлагаемых вариантов трудоустройства. Ведь, по данным статистики, практически каждая четвертая женщина имеет ограничения, препятствующие трудоустройству (наличие детей, предпенсионный возраст, врачебные ограничения и др.). Роль Республиканской службы занятости как социального посредника в регулировании рынка рабочей силы возросла в 1995 г. (по сравнению с 1992 г.) почти вдвое. Доля положительных оценок помощи службы занятости в трудоустройстве, при всех издержках ее работы, возросла в 18% в 1992 г. до 32, 7% в 1995 г.; неопределенных оценок – уменьшилась в 1, 5 раза; отрицательных оценок также возросла в 1, 5 раза. Очевидно, с усилением роли службы занятости в трудоустройстве населения надежды на нее возросли и требования к ней как реально действующему регулятору рабочей силы на формирующемся рынке труда. Повышение значимости службы занятости населения вызывает к жизни и ряд проблем, требующих своего решения реализации программ обеспечения занятости населения на местах (в отделениях занятости); качества информации из отделов кадров предприятий и организаций, финансирования занятости в виде выплаты пособий по безработице. Политику занятости предстоит разрабатывать в русле развития смешанной экономики в Республике Беларусь. Функции центра занятости, его влияние на рынок труда.
В течение 2000 года 233 предприятия и организации сообщили о высвобождении своих работников. Согласно полученных уведомлений подлежало высвобождению 1735 человек. Это на 22, 7% больше, чем в 1999 году. Но фактически высвобождено 53% от заявленного количества. Не допущено ни одного случая массового высвобождения. Количество высвобождаемых на каждом отдельном предприятии было не велико, в среднем по 7 человек. Доля количества высвобожденных среди зарегистрированных Центром занятости снижается, их 5, 2%. Наибольшее количество высвобождаемых уведомлений получено от субъектов хозяйствования: ОАО " Коралл" 99 человек Завод Радио 42 человека Завод Гидропривод 58 человек ПО " Кристалл" 105 человек Ф-ка " Мороженного" 51 человек Все предприятия, работающие в нестрбильном режиме находятся на постоянном контроле. Отслеживается ситуация на заводе " Радио", ОАО " Коралл", заводе" Стройавтолиния ", заводе " Пусковых двигателей ", АО " Гомельпласт" и др. Одним из факторов, влияющих на состояние и регулирование рынка труда является скрытая безработица. В связи с отсутствием сырья, энергоресурсов, трудностями со сбытом продукции и другими причинами, весомое количество предприятий промышленности работает нестабильно. Так в течение 2000 года 47 промышленных предприятий города работало в отдельные месяцы в режиме приостановки. На 10-ти из них ежемесячно часть рабочих находилось в вынужденном простое. Это: ПО " Белэмальпосуда", завод " Химического мела", АП " Подшипниковый завод ", ОАО " Коралл", ОАО " Мясокомбинат", ОАО " Гомелькабель", завод " Пусковых двигателей ", завод " Торговое оборудование", ОАО " Гомельпласт", завод " Хим-изделий". В декабре 2000 года в режиме приостоновки работало 22 субъекта хозяйствования. Это: РУП " Гомельский Радиозавод " - 650 человек из 2812 от 1 до 22 дней, ОАО " Гомельский мясокомбинат" -103 человека из 1413 работающих от 1 до 15 дней, завод " Пусковые двигатели " - 893 человека из 1165 работающих от 1 до 22 дней, ОАО " Гомелькабель" - 222 человека из 480 работающих от 1 до 14 дней, завод " Химизделий " - 400 человек из 485 работающих от 3 до 5 дней, ПО " Белэмальпосуда" - 420 человек из 807 работающих от 1 до 22 дней, ПУП " Радуга " ОАО" Актамир" - 379 человек из 521 работающего в течение месяца, ОАО " 8 Марта" - 653 человека из 2340 работающих от 1 до 5 дней, РОУП " Труд " - 940 человек из 1003 работающих - 3 дня, и др. Избыточны на рынке труда: аквадировщики, портные, бурильщики, продавцы, вышивальщики, швеи, гальваники, повара, вязальщики, огранщики алмазов, закройщики, инкрустаторы соломкой, кондитеры, проводники, контролеры, резчики по дереву, лаборанты, парикмахеры, монтажники, пекари, из числа ИТР: агрономы, коммерсанты, бухгалтера, техники-механики, воспитателя, техники-плановики, инженеры- строители, техники-строители, инженеры-механики, техники-технологи, товароведы, экономисты, учителя, юрисконсульты.
В 2000 году с помощью службы занятости г. Гомеля трудоустроено на постоянную работу на предприятия и в организации города 5003 человека. Годовое задание Программы содействия занятости на 2000 год по этому показателю выполнено полностью.
Показатели трудоустройства отдельных категорий безработных.
Таблица 1
Наиболее проблематичны в плане трудоустройства остаются выпускники учебных заведений, особенно выпускники общеобразовательных школ. Проблемы их занятости обусловлены отсутствием профессии вообще у выпускников школ, недостатком квалификации профессиональных навыков у выпускников ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, а также неадекватной оценкой собственных возможностей, необоснованными притязаниями к предлагаемым вакансиям. По-прежнему безработные отказываются от направлений на работу на приеме у специалистов Центра занятости. Основная причина - низкая заработная плата. Всего за 2000 год из общего количества безработных, нуждающихся в трудоустройстве, к нанимателям города с целью трудоустройства было направлено 11236 человек. В течение 2000 года было зарегистрировано в качестве безработных 1956 человек, нуждающихся в социальной защите. Для обеспечения дополнительных гарантий в трудоустройстве безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, на 2000 год решением Гомельского городского Совета депутатов N25 от 29.09.99 года на 128-ми
предприятиях \ в организациях \ города забронированы рабочие места для приема 450-ти безработных социально-незащищенных категорий.
Всего же трудоустроено в течение года 966 человек из числа безработных, требующих дополнительных гарантий занятости. В Гомельский городской центр занятости населения поступила информация о выпускниках, нуждающихся в трудоустройстве в 2000 году через бронирование первого рабочего места. Сведения поступили от 11 государственных учебных заведений на 387 человек, в том числе проживающих в г.Гомеле - 238. Решением Горисполкома N725 от 07.06.2000г. Установлена броня для предоставления 43 рабочих мест выпускникам Политехнического техникума, Машиностроительного техникума и ПТУ-143. Для решения задач, возложенных на службу занятости, по предоставлению первого рабочего места выпускникам, ведется постоянная работа с учебными заведениями города. Одной из форм ее является участие (согласно законодательства) в распределении. В 2000 году специалисты Центра занятости принимали участие либо присутствовали на распределении в ГГУ им. Ф. Скорины, Мединституте, Музыкально-педагогическом колледже, Сельскохозяйственном техникуме, Политехническом техникуме, Машиностроительном техникуме, Техникуме железнодорожного транспорта. В течение 2000 года в Гомельский городской центр занятости обратилось 1385 человек из числа учащейся и студенческой молодежи по вопросу трудоустройства в свободное от учебы время. За истекший период в рамках организации " вторичной " занятости было заключено 20 договоров. Восемь из них с использованием средств государственного фонда содействия занятости.
Это: Администрация Советского района на сумму 4614, 1 т. р. \благоустройство территорий\ БелГУТ 607, 6 т. р. \ремонтно-строительные работы\ РСУП " СП " 233, 6 т. р \ремонтно-строительные работы\ ПТУ-20 \Парикмахерские услуги\ 322, 6 т. р. \ремонтно-строительные работы\ 1230, 3 т. р. \сельскохозяйственные работы\ 233, 0 т. р. ВПУ кулинарии 282, 0 т. р. \сельхозработы\ ПТУ-79 188, 6 т. р.
\сельхозработы\ Племзавод " Березки " 1817, 0 т, р. \сельхозработы\ Всего 9530.8 т. р. Использовано 7153 т. р. Так в ПТУ-20 на ремонте общежития учащиеся работали вместо двух месяцев, запланированных по проекту, один. Для проведения работ на втором этапе администрации ПТУ-20 из-за собственных финансовых трудностей не удалось решить вопрос с закупкой строительных материалов. По проекту РСУП " СП " молодежь была принята на дополнительные рабочие места, но для их работы не были закуплены спецодежда и инвентарь, согласованные к оплате. Вследствие этого перечисления из средств фонда не производились. ПО проекту других организаторов заявленные суммы для финансирования из средств Государственного целевого фонда содействия занятости несколько уменьшились по различным причинам: компенсация средств на оплату труда меньше первоначальной суммы из-за уменьшения количества рабочих дней либо количества принятой молодежи; закуплены спецодежда, инвентарь по более дешевой цене и др. Всего в 2000 году на временные работы трудоустроено 1133 учащихся и студентов. Из них по договорам с использованием средств государственного фонда содействия занятости -1065 человек. Остальные 68 человек в свободное от учебы время работали на: з-де" Пусковые двигатели ", ф-ке" 8 Марта", ПО " Кристалл", ОАО " ГомельАТЭП ", РУП " Гомсельмаш ", Гомельоблпочта, в пионерских лагерях и др. Заработная плата молодежи составила: в Администрации Советского района в среднем до 15 т. р., в БелГУТе - до17 т. р., в ПТУ-20-до 13 т. р. В целях содействия безработной молодежи в повышении конкурентоспособности на рынке труда и расширения возможностей трудоустройства на постоянную работу специалистами Центра занятости осуществляется организация временной занятости безработной молодежи " Молодежная практика". Молодежь приобретает навыки практической работы по имеющимся у них специальностям. На постоянную работу уже переведено 4 человека. В соответствии с мероприятиями городской программы занятости в 2000 году предусматривалось оказать содействие в переселении 3-х семей. В 2000 году за информацией о переселении семей в колхозы и совхозы Гомельской области обратилось 123 человека. Обратившемся за помощью в трудоустройстве и переселении была предоставлена информация о наличии вакансий в хозяйствах Гомельской области и Республики Беларусь. Переселено 4 семьи в хозяйства Ветковского, Хойникского районов Гомельской области и Ново-Полоцкого района Витебской области. Безработные трудоустроены автослесарем, рабочим в полеводческий цех, бухгалтером, инспектором по кадром. Всем предоставлено жилье. В целях предоставления временной работы незанятым гражданам ведется постоянная работа по организации общественных работ. В течение 2000 года было заключено 308 договоров на проведение общественных работ. В 2000 году по предложению Гомельского городского центра занятости, исходя из имеющихся заявок нанимателей на проведение общественных работ, были внесены предложения в Горисполком по установлению безработным месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах. Первым заместителем председателя Горисполкома были установлены нормы по одному дню в январе – мае, два дня в июне – октябре, одному дню в ноябре – декабре. Городской службой занятости были организованы различные виды общественных работ: уборка территории города; очистка леса от захламленности в Макеевском, Приборс-ком и Калининском лесничествах; переборка картофеля на базе" Феникс " ив" Овощторге" погрузо-разгрузочные работы на фабрике" Элегант " и в " Овощторге"; прополка, посадка, сбор урожая в колхозах и совхозах Гомельской области. Всего в общественных работах отработанро - 40, 6 т. р. чел\дней, выполнен объем работ на сумму - 37, 6 млн. р., приняли участие - 4821 человек, в том числе - 3203 безработных. Решением N86 от 01.02.2000 года Гомельского горисполкома " Об организации и финансировании оплачиваемых общественных работ, имеющих социально полезную значимость" были также организованы работы. Финансирование этих работ осуществлялось, в основном, в части приобретения спецодежды и оплаты труда безработных. В выполнении этих работ принимало участие 59 безработных. Работы проводились в феврале - марте 2000 года. Решением N906 от 11.07.2000 года Гомельского горисполкома социально-значимыми для города были определены работы, проводимые КУПОТ и СД " Лещинец", по разборке асфальтобетонного покрытия и укладке тротуарной плитки у сквера ГГТУ им. П. О. Сухого. Работало 14 безработных. В рамках реализации государственной политики занятости в 2000 году проводилась дальнейшая работа по оказанию финансовой помощи предприятиям для создания новых рабочих мест. В соответствии с мероприятиями городской программы занятости за отчетный период принято решение о выделении финансовой помощи 15-ти предприятиям для создания 242-х рабочих места на сумму 200, 9 млн. рублей.
В соответствии со ст. Закона" О социальной защите инвалидов " оказана безвозвратная финансовая помощь УПП Бел ТИЗ " Светотехника" для создания 32-х рабочих мест на сумму 20, 8 млн. рублей. В течении 2000 года за информацией о получении ссуд и субсидий для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью обратилось 231 безработных, зарегистрированных в Городском центре занятости. 74 из них занимались подготовкой пакета документов. 62- м выданы субсидии. Основные виды избранной деятельности: торгово-закупочная, парикмахерские услуги, частное такси, производство пластмассовых изделий, организация мастерской по ремонту обуви, производство семян, производство живописных работ, исследование коньюктуры рынка и реклама. В целях усиления конкуренте способности на рынке труда расширения возможностей трудоустройства, развития самозанятости продолжалось профессиональное обучение безработных. В рамках текущего состояния рынка труда и, соответственно, конкурентоспособных профессий текущего момента проводится ориентация на выбор специальности. В 2000 году охвачено более 20 школ города. Проводились информационные встречи с учащимися выпускных классов детских домов области. Было принято участие в" Днях профориентации " в Железнодорожном, Новобелецком и Центральном районах. Специалисты Центра занятости принимали участие в организации и проведении конференций " Найди свое место в рабочем строю" на базе ПТУ-34 для выпускников ПТУ сельскохозяйственного профиля и ПТУ-22 для выпускников торгового профиля. Существует и ряд других форм профориентационной работы. Уделяется внимание конкурсам " Лучший по профессии ", проводимый на базе УПК-1. Участие Центра занятости в" Днях открытых дверей " учебных заведений города стало традиционным. Сложились партнерские взаимоотношения с городской и районными комиссиями по делам несовершеннолетних. Ведется постоянная работа с призывниками в ВС Республики Беларусь в целях ориентации на профессии, необходимые армии страны. Для успешного решения задач, возложенных на службу занятости, необходимо постоянно и целенаправленно совершенствовать работу с нанимателями. В течение отчетного года проводилась работа на предприятиях, в организациях, независимо от форм собственности, по одному из приоритетных направлений в работе Центра занятости - предоставлению финансовой помощи для создания новых рабочих мест. Наниматели проинформированы об изменениях в части увеличения сроков и размеров предоставления финансовой помощи, уточнения порядка ее предоставления, использования и возврата, возможности предоставления финансовой помощи нанимателям без образования юридического лица и ряд других изменений и дополнений. Осуществляется работа с нанимателями в целях повышения эффективности и ответственности нанимателей в трудоустройстве лиц социально-незащищенных категорий населения в счет брони. За отказ в приеме на работу выпускников учебных заведений выставлены штрафы на 309 тыс. руб. \ПМК-94, завод " Химизделий ", ТРП " Юпитер" \. За 2000 гоб израсходовано средств целевого Государственного фонда содействия занятости 335, 9 млн. руб., в т.ч. на: социальные выплаты безработным 134, 8 млн. руб. переобучение безработных 76, 6 млн. руб. компенсации нанимателям за переобучение работников 2, 2 млн. руб. организацию общественных работ 31, 4 млн. руб. в т. ч.социально-значимые 1, 7 млн. руб. " Молодежную практику" 0, 9 млн. руб. временную занятость студенческой и учащейся молодежи 7, 2 млн. руб.
|