Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Роль службы занятости в адаптации безработных
Специфика нашего общества такова, что факт потери работы рассматривается как личное поражение, следствие профессиональной некомпетентности, интеллектуальных или физических недостатков, при этом роль обстоятельств, не зависящих от воли человека, игнорируется или недооценивается. Например, широко распространен взгляд на профессиональную стабильность как на показатель профессионального или личностного благополучия. При таком отношении факт переориентации в профессии рассматривается как ситуация поражения. Проблемами психологической адаптации безработных (рассматривая в том числе семью и друзей как источник душевного равновесия и поддержки для них) призвана заниматься специальная структура государства – служба занятости. В данном случае возможная помощь, оказываемая службой занятости (СЗ), изначально не может быть сущностью одинаковой для все безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют «меру участия» СЗ в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Заметим, что среди последних высока доля тех, кто склонен к профессиональной мобильности. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интеральным личностным свойствам, отражающим степень ее социализации, сформированность норм, принципов социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность призывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Эмпирических данных о влиянии локуса контроля на поведение людей показывает, что «продолжительность незанятости сильно коррелирует с уровнем экстериальности, т.е. чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗ), тем дольше от остается без работы и, следовательно, больше «мера участия» СЗ в психологической адаптации безработных. Те же, кто восстановил занятость за короткое время, отличаются значительно большей интериальностью. Было, установлено, что различия в восприятии явления (события) – в данном случае потери работы – способствуют выбору определенных приемов разрешения трудных проблем. Можно заключить, что поведение интерналов приближает их действия к преобразующей (активной, адаптивной) стратегии преодоления (данный тип стратегии поведения характерен для каждого четвертого из обращающихся в СЗ). У экстерналов наблюдается предрасположенность к стратегии приспособления (компенсаторной или пассивной). Следовательно, экстерналы требуют к себе максимального внимания и деликатного отношения. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения (в том числе саморазрушающими) на компенсаторную линию поведения. При оказании психологической поддержки безработным консультантами СЗ представляется необходимой оценка поведения безработных в конфликтных и спорных ситуациях. Поведение человека в конфликте обуславливается факторами: 1) это стремление к достижению прежде всего индивидуальных, эгоистических целей. 2) стремление достичь в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели. Если преобладают первые – эгоистические тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества М (мужчины) = 18%; Ж (женщины) = 13%. Безработные с данной стратегией активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны к объекту раздражения (в конкретном случае – на консультанта СЗ) им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие или оформить стаж работы). Эти люди нередко имеют акцентированные черты личности психопатического типа. Взаимодействие с ними затруднительно как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Они раздражительны и склонны к отрицательно окрашенным аффективным реакциям. Для них характерна повышенная тенденция к самозащите (проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей является важнейшими). Они предпочитают полагаться на помощь извне (вышеуказанное свойство экстериальности), прежде всего со стороны консультанта СЗ. Сильная выраженность в поведении человека и той и другой тенденций формирует стратегию сотрудничества (М=9%, Ж=7%). Среднее положение, когда никакой фактор не преобладает, соответствует стратегии компромисса (М=36%, Ж=34%). По оценкам персонала СЗ, сравнительно высокая агрессивность присуща практически каждому безработному. Для инспектора, ведущего прием в непрерывном режиме и полный рабочий день, это большая нагрузка: ежедневно он имеет дело с 6-10 агрессивными клиентами. Агрессивность как очень выразительная черта личности на уровне повышенной враждебности, возбудимости и раздражительности – такие особенности отмечены примерно у 2% мужчин и 4% женщин приходящих в службу занятости. Уровень «качества» услуг, оказываемых консультантами СЗ безработным с целью их психологической адаптации на рынке труда, зависит напрямую от профессиональной компетенции самих работников СЗ. Все сотрудники службы нуждаются в регулярном обучении на курсах, получении практических знаний на семинарах и встречах по обмену опытом. Можно выделить две «стратегии помощи» безработным клиентам СЗ: первая сориентирована на интересы СЗ и заключается в скорейшем устройстве на работу, вторая – на интересы человека (должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение склонностей и способностей данного конкретного человека). Использование грамотным специалистом дифференцированного подхода к каждой из категорий безработных позволяет разрабатывать целевые программы обучения с учетом качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) претендентов, что, в конечном итоге, повысит конкурентоспособность безработных на рынке труда и увеличит шансы на «адекватное» трудоустройство. Таким образом, основной задачей профконсультанта является либо сужение поля выбора профессии (если он не видит возможности сменить род занятий), либо расширение круга ее поиска (если клиент не определился относительно своей дальнейшей трудовой деятельности).
Список литературы 1. Базиленко Т. Роль службы занятости в адаптации безработных. // Вестник Московского университета. Сер. Эк-ка. – 1999. - №3. – С.51-58. 2. Боровик Л. Политика занятости. // Белорусский экономический журнал. – 1999. - №1. – С. 34-35. 3. Карякина О. Безработица и политика занятости. // Беларуская думка. – 1997. - №3. – С. 78-84. 4. Закон Республики Беларусь. О занятости населения Республики Беларусь. // Труд и рынок. 1995. №9 (71). 5. Кабалина В., Рыжакова З. Неполная занятость в России. // Вопросы экономики. 1998. №2. 6. Медведь Н.Н. Государственная служба занятости. // Отдел кадров. 2000. №1. 7. Нарышев Г.А., Панцулая Н.В. Развитие перерабатывающих отраслей – одно из направлений регулирования занятости населения. // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2001. №1. 8. Корнеец И.В. Рынок труда Республики Беларусь: тенденции развития и проблемы государственного регулирования. // Вестник БДЭУ. 1998. №4. 9. Плотникова Н. Профессия – это еще не все….// Белорусская думка. 2000. №4. 10. Скуратавич М. Рапорт об успехах. // Белорусский рынок. 2000. №50. 11. Синдяшкина Е. Занятость в негосударственном секторе экономики. // Экономист. 1996. №1.
|