Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет критерия λ при сопоставлении двух эмпирических распределений
1. Занести в таблицу наименования разрядов и соответствующие им эмпирические 2. Подсчитать эмпирические частости по каждому разряду для распределения 1 f *э= f э/ n 1 где f э - эмпирическая частота в данном разряде; п 1 - количество наблюдений в выборке. Занести эмпирические частости распределения 1 в третий столбец. 3. Подсчитать эмпирические частости по каждому разряду для распределения 2 f *э= f э/ n 2 где f э - эмпирическая частота в данном разряде; n2 - количество наблюдений во 2-й выборке. Занести эмпирические частости распределения 2 в четвертый столбец таблицы. 4. Подсчитать накопленные эмпирические частости для распределения 1 по формуле: где Σ f *j-1 - частость, накопленная на предыдущих разрядах; j - порядковый номер разряда; f* j-1 - частость данного разряда. Полученные результаты записать в пятый столбец. 5. Подсчитать накопленные эмпирические частости для распределения 2 по той 6. Подсчитать разности между накопленными частостями по каждому разряду. 7. Определить по седьмому столбцу наибольшую абсолютную величину разности 8. Подсчитать значение критерия λ по формуле: где п 1 - количество наблюдений в первой выборке; n 2 - количество наблюдений во второй выборке. 9. По Табл. XI Приложения 1 определить, какому уровню статистической зна- Если λ эмп > 1, 36, различия между распределениями достоверны. Последовательность выборок может быть выбрана произвольно, так как расхождения между ними оцениваются по абсолютной величине разностей. В нашем случае первой будем считать отечественную выборку, второй - выборку Клара. Таблица 4.19 Расчет критерия при сопоставлении эмпирических распределений желтого цвета в отечественной выборке (n 1=102) и выборке Клара (n 2=800) Максимальная разность между накопленными эмпирическими частостями составляет 0, 118 и падает на второй разряд. В соответствии с пунктом 8 алгоритма 15 подсчитаем значение Я,: По Табл. XI Приложения 1 определяем уровень статистической значимости полученного значения: р=0, 16 Построим для наглядности ось значимости. На оси указаны критические значения λ, соответствующие принятым уровням значимости: λ 0, 05=1, 36, λ 0, 01=1, 63. Зона значимости простирается вправо, от 1, 63 и далее, а зона незначимости - влево, от 1, 36 к меньшим значениям. λ эмп> λ кр Ответ: Н0 принимается. Эмпирические распределения желтого цвета по 8 позициям в отечественной выборке и выборке X. Клара совпадают. Таким образом, распределения желтого цвета в двух выбор-ках не различаются, но в то же время они по-разному соотносятся с равномерным распределением: у Клара отличий от равномерного распределения не обнаружено, а в отечественной выборке различия обнаружены (ρ < 0, 05). Возможно, картину могло бы прояснить применение другого метода? Е.В. Гублер (1978) предложил сочетать использование критерия λ, с критерием φ * (угловое преобразование Фишера). Об этих возможностях сочетания методов λ и φ * мы поговорим в следующей главе (см. пример 4 п.5.2). 4.4. Задачи для самостоятельной работы. ВНИМАНИЕ! При выборе способа решения задачи рекомендуется пользоваться АЛГОРИТМОМ 16 Задача 6 В проективной методике X. Хекхаузена (модификация ТАТ) испытуемому последовательно предъявляются 6 картин. Всякий раз он сначала рассматривает картину в течение 20 сек, а затем в течение 5 минут пишет по ней рассказ, стараясь, в соответствии с инструкцией, проявить " максимум фантазии и воображения". После того, как испытуемый закончит писать первый рассказ, ему предъявляется вторая картина, и т. д. В данном исследовании разным испытуемым картины предъявлялись в разном порядке, так что каждая картина оказывалась первой, второй, третьей и т.д. примерно одинаковое количество раз (Сидоренко Е. В., 1977). При обследовании 113студентов в возрасте от 20 до 35 лет; (средний возраст 23, 2 года, 67 мужчин, 46 женщин) было установле-но, что в рассказах по картинам с условными названиями " Препо-даватель и ученик" и " Мастер измеряет деталь" словесные формулировки, отражающие " боязнь неудачи", встречаются гораздо чаще, чем в рассказах по другим картинам, в особенности по картине " Улыбающийся юноша" (см. Табл. 4.20). Вопросы: 1) Можно ли утверждать, что картины методики обладают разной по 2) Как следует из Табл. 4.20, нет почти ни одной картины, которая в Таблица 4.20 Эмпирическое распределение словесных формулировок, отражающих мотивы " надежда на успех" и " боязнь неудачи" (n =113) Задача 7 В процессе проведения транзактно-аналитических сессий установлено, что запреты на " психологические поглаживания[21]" встречаются с неодинаковой частотой. Например, многие участники тренинга признают у себя запрет " Не проси психологических поглаживаний у других людей", а запрет " Не давай психологических поглаживаний самому себе" встречается гораздо реже (см. Табл. 4.21). Таблица 4.21 Частота встречаемости запретов на психологические поглаживания (n=166) Вопросы: Можно ли считать, что распределение запретов не является равномерным? Можно ли утверждать, что запрет " Не проси" встречается достоверно чаще остальных? Задача 8 В социально-психологическом исследовании стереотипов мужественности Н. В. Стан (1992) выборке из 31 женщин с высшим образованием в возрасте от 22 до 49 лет (средний возраст 35 лет) предъявлялись напечатанные на отдельных карточках перечни качеств, характеризующих один из четырех типов мужественности: мифологический, национальный, современный и религиозный. Испытуемым предлагалось внимательно ознакомиться с предложенными описаниями и выбрать из них то, которое в большей степени соответствует их представлению об идеальном мужчине. Затем испытуемым предлагалось выбрать одну из 3 оставшихся карточек, а затем одну из двух оставшихся. Результаты эксперимента представлены в Табл. 4.22. Таблица 4.22 Распределение частот предпочтений 4 типов мужественности Вопросы: 1) Различаются ли распределения предпочтений, выявленные по 2) Можно ли утверждать, что предпочтение отдается какому-то
|