Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике






Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи), или критического, мышления. Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее идеи стали довольно широко внедряться, но недостаточно последовательно. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени [10].

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном российском образовании является деятельностный подход. С 2015 года в учебные планы введена дисциплина «Основы проектной деятельности». Учебные рабочие программы всех дисциплин, профессиональных модулей ориентированы на реализацию данного вида деятельности, что позволит сформировать культуру умственного труда студентов, сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

1. Понятие «проект». Виды проектов

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Основная цель проектной деятельности студентов самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее внедрения знаний из различных предметных областей.

«Проект – это пять «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт (создание проектного продукта).

5. Презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта – это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта (Таблица 1):

- прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

- проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле, целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

- результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Таблица 1

Особенности проекта

Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично)
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» (мы можем это делать)
Результат «Что получится?» (как решение проблемы)

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

По виду конечного продукта (Приложение В, Г):

- Материальный проект, конечным продуктом которого может быть модель, макет, картина, скульптура, книга, иллюстрированный альбом, фильм, слайд-шоу, компьютерная презентация и т.п.

- Действенный проект, конечным продуктом которого может быть поход, экскурсия, спектакль, соревнование, мероприятие группы, классный час, мастер – класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

- Письменный проект, конечным продуктом которого может быть статья, брошюра, инструкция, рекомендация и т.п.

По доминирующей деятельности (Таблица 2):

- Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

- Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.;

- В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

- Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

- Игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

По продолжительности выполнения:

- краткосрочные – 1-3 месяца;

- среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

- долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые.

По характеру контактов:

- локальные (в одной студенческой группе, на одном курсе, в одном образовательном учреждении);

- региональные (в рамках города, области);

- межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

- международные.

 

 

Таблица 2

Типы проектов

Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Тип проекта – практико-ориентированный
Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Тип проекта – исследовательский
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом   Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Тип проекта – информационный
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Тип проекта – творческий
Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики  
Тип проекта – игровой или ролевой
Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал