![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Депривация социальная -осознание личностью лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей.
ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — отсутствие, ограниченность условий для нормального развития ребенка. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — нарушение процесса социализации, заключающегося в том, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т.д. ДЕТСКИЕ ДОМА — это воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав и т.д. Я - процесс изучения личности ребенка и коллектива с использованием различных методов исследования с целью определения проблем ребенка или группы, уровня воспитанности, обученности и других результатов и процессов деятельности педагогов. ДИАГНОСТИКА — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов. ДИСКУССИЯ — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, вызывающим в коллективе разногласия, порождающим различные точки зрения, обеспечить выработку, поддержку и развитие у учащихся верных в научном и моральном отношении представлений. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов. ДИСПУТ — одна из традиционных и широко практикуемых форм, где метод дискуссии находит наиболее полное свое выражение. ДИССОЦИАЛЫЮЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных организаций (сообществ). ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬ - ориентированность или направленность личности на другого. ЖЕРТВА — человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.д.); выделяют такие типы жертв неблагоприятных условий социализации, как потенциальные и латентные. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей бо лее широкой социальной среды и всего общества. ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. ЗАЩИТА ДЕТСТВА — охрана прав и свобод ребенка, охрана от плохого обращения или эксплуатации. ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. ИНФАНТИЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - отставание социального взросления молодежи от биологического. Свидетельствует о нарушении механизма социализированного включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. И.с. заключается в нежелании определенной части молодежи, достигшей возраста, позволяющего выполнять социокультурные функции (считающиеся функциями взрослых), совершить качественный переход и приобщиться к трудовой и общественно-политической деятельности, обзавестись семьей и т. д. Затрудняет решение социальных проблем, в том числе проблем социальной работы. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики, обслуживающих социальную (непроизводственную) сферу. ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних лиц или наблюдателей, как реальных, так и вымышленных. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок. ИННОВАЦИИ — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также развитие более широкого мультикультурного пространства образования. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — устойчивые сложившиеся исторические формы организации совместной деятельности людей. Общество представляет собой систему социальных институтов, в которой находит свое выражение совокупность всех существующих в обществе отношений. Интересы социальные — вид интересов, формирующихся в социальной и бытовой сферах, определяющих отношение личности к социуму, характер ее общественной активности. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ - создание условий для при способления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях. КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и классифицируется по определенным статьям Уголовного кодекса. КУЛЬТУРА — это сумма духовных достижений и памяти человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества}; совокупность общественных смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневно культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта: достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ЦЕЛОМ - пространство жизнедеятельности людей. Это — окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное (но потенциально возможное), предметное и знаковое, ценностное Для него и нейтральное. Это — и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где личность активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ - совокупность материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения пли учебного заведения. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это совокупность разнообразных условий (материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических, информационных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных, инноваций, традиций, поддержки и саморазвития), созданных педагогами, влияющих на процесс культурного развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -это пространство (пространство — совокупность взаимосвязанных элементов определенной системы (Е.Н. Богданов)) взаимодействия его субъектов по созданию ценностных, базовых, функционально-образующих, предметно-практических компонентов, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей. МАРГИНАЛ — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, перемещенные в города, не имеющие условий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, ценностей, установок и т.д. М. — особый и трудный объект в деятельности социальных служб, социальных работников. МАРГИНАЛЬНОСТЬ — состояние групп людей или личностей, которые поставлены общественным развитием на грань двух (или нескольких) культур, участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них; состояние маргинала; нахождение в пограничном, промежуточном положении между какими-либо социальными группами. МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ - лица, освобожден ные из мест заключения и не имеющие определенного места жительства; граждане, требующие общественного надзора по социальным факторам; молодежь, не включенная в трудовую деятельность, и т. п. МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей. МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе. МЕНТАЛИТЕТ — глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений па неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. МЕНТАЛИТЕТ — особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т. п. МЕНТАЛЬНОСТЬ — система устоявшихся образов, представления и мировосприятие социальных групп, которые определяют общие черты отношений и поведения входящих в нее людей, применительно к феноменам их бытия. МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (АС. Макаренко) - воз действие на поведение, отношение к работе ребенка не только педагогом, но и привлечение ученического актива, членов коллектива к оказанию помощи однокласснику. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ (В.М. Коротов, А.Ю. Гордин) – прямое или непосредственное назначение стимулов ускорять или тормозить определенные действия. МИКРОСОЦИУМ— действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей. МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее окружение. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (социальные перемещения) - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (группы, класса) в другой или в пределах одного и того же социального слоя. Знание места клиента (клиентов) в социальной структуре в результате социальных перемещений позволяет социальным работникам оказывать своевременную и конкретную помощь своим подопечным. МОТИВАЦИЯ — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. НАПРАВЛЕННОСТЬ — тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, затоженных в их генетическую программу. НОНКОНФОРМИЗМ — инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю. НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю. НОРМА — некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном. ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений. ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников. ОБЩЕНИЕ — процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения. НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИИ)- это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства п отношении человека к другим людям, обществу. ОБЩЕСТВО — совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность людей, которая характеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям и институтам. ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных и т.д.) детей. НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном. ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений. ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников. ОБЩЕНИЕ — процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения. НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным способом; бунтарство; 2) неприятие существующего порядка, господствующих общепринятых мнений, критическое отношение к официальной идеологии и общественно-политическому строю. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — средства социальной регуляции поведения индивида и групп, основанные на принятых в обществе представлениях о должном либо непозволительном. ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическая категория, охватывающая совокупность видов жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений. ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее О., общее и специальное; по содержанию — техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. О. социальное — одно из направлений профессионального образования, где готовятся кадры социальных работников. ОБЩЕНИЕ — процесс межличностного взаимодействия людей, в ко тором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения. ОПЕКУН — лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки. О. может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функции опеки. ОПТИМИЗМ — мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в успех, уверенностью в будущем; склонность видеть во всем хорошие, светлые стороны. Противоположность О. — пессимизм. ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность накопленных знаний, навыков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия. Применительно к социальной работе можно говорить об отечественном и зарубежном опыте. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм. ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - неформальная, нерегламен-тированная структура социальной среды, где осуществляется общение и деятельность вне официальных институтов воспитания. ОТСТАВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ - несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. ПЕРЕВОСПИТАНИЕ - целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения. ПЕРСПЕКТИВА — метод педагогического стимулирования, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путем выдвижения перед ними увлекательных, значимых целей. А. С. Макаренко различает перспективы близкие, средние и дальние. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, степени его понимания детей. Мастерство педагога определяется интуицией, развивающейся через опыт и индивидуальные особенности личности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА -совокупность нравственных, профессиональных позиций, основанных на гуманистических ценностях: принятие личности каждого ребенка, готовность к оказанию ему помощи в его саморазвитии; методов воспитания; личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности, таких как эмпатия, уважение и любовь к детям, готовность к помощи и защите ребенка, специфических профессиональных умений педагога-воспитателя, содержание которой выражено в онтологическом, аксиологическом, методическом и личностно-творческом компонентах. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма как инструмента воздействия (вербальные и невербальные, социально-перцептивные, коммуникативные умения, управление эмоциональным состоянием). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ - совокупность норм поведения учителя с учеником, их родителями, коллегами. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО — одно из основных направлений социальной работы в целом; правовая форма защиты личности и имущественных прав и интересов граждан. П. устанавливается: а) над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; б) над совершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять своп права и выполнять свои обязанности; в) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Среди разнообразных форм П. — функционирование системы домов-интернатов, соответствующих Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, устройство детей в приемную семью, и т. д. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются на практике содержание, формы и методы социального воспитания. ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ — воспитание, обучение и социализация ребенка строятся на основе законов физического и психического развития личности, ПРИЮТ — благотворительное учреждение, дающее образование и воспитание сиротам и беспризорным детям, обеспечивающее проживание и уход престарелым, инвалидам и убогим. ПРИНЦИПЫ — моральные устои человека, связанные с его воспитанием и окружающей средой. Принцип — основа, руководящая идея. ПРОБЛЕМА — вопрос, связанный с определёнными затруднениями, выносящимися на обсуждение большинством. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (греч. «знание») — разновидность научного предвидения. ПРОГНОЗ — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов. ПРОФИЛАКТИКА [греч. — предохранительный] — система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезни. РЕАБИЛИТАЦИЯ — 1) юридическое восстановление в правах. По российскому праву, Р. лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным но приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении; 2) (мед.) комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функции организма и трудоспособности больных и инвалидов. Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функция, вместе взятые, обеспечивают социальную Р. больного (пострадавшего). Основные задачи Р. заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. РИСК СОЦИАЛЬНЫЙ — учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы, направленные на достижение психического равновесия, снижения психологического напряжения, помощи в разрешении личностных проблем. РАЗВИТИЕ — процесс закономерного развития личности в результате ее социализации. РЕАБИЛИТАЦИЯ — помощь человеку ввиду болезни или социальных причин для восстановления личностных, социальных, правовых ресурсов. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - 1) утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта; 2) преодоление резких отклонений от нормы социального поведения у детей и молодежи. Объектом ресоциализаиии являются делинквентные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители. РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - особо значимый и ценный для другого человека, образец для подражания. РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; умение видеть себя глазами другого человека. РОЛЬ — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. САМООЦЕНКА — способность адекватно оценивать свои действия и возможности. САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ - система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди сверстников, пользующихся авторитетом как у школьников, так и педагогов. САМОУПРАВЛЕНИЕ — система органов, регулирующих действия учеников, включающая в себя лидеров среди старшеклассников, пользующихся большим авторитетом как и у учеников, так и у учителей. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — одна из фундаментальных потребностей и способностей человека как сознательного, творчески деятельного родового существа; формы творческой самореализации человека. СЕМЬЯ — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой СЕМЬЯ — социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Различают простые С. — с одной брачной парой и их никогда не состоявшими в браке детьми (или без детей). С, в которой дети живут с одним из родителей, называется неполной. Трех или более поколенные С, объединяющие родителей, их взрослых детей с мужьями, женами и детьми-внуками, называют сложными, расширенными. По числу детей выделяют бездетные, малодетные, многодетные, С. малообеспеченная — уровень доходов которой не превышает потребительского минимума. С. социального риска — разновидность С., которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска. СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ — семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. СИРОТСТВО — социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот. Сирота — ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. СИРОТСТВО — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. СИСТЕМА — совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСВА - интегрирован ная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты детей. СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - конкретное, непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. В условиях социокультурной среды протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии (спонтанном и целенаправленном) с другими людьми, природными, предметными факторами. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л.В. Мардахаев). СОЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - процесс утраты человеком или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их существование по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельности представителей различных социальных групп. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения — закономерности социализации ребенка. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — специфическая форма социальной деятельности, учебная дисциплина, формирующая отрасль научного знания. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — это профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий для достижения этих целей в социуме. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - процесс восстановления основных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъекта основных форм жизни общества; восстановление, коррекция или компенсация нарушения физических, социальных, психологических функций, личного и социально-трудового статуса человека. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА — это широкая социальная действительность, общество, государство и непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере; образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации. СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - это спе-циально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - оказание по мощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов в сочетании с пониманием и принятием потребностей и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, системы специальных учреждений, норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общностей или общества в целом (семья, государство, школа и т.д.) СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — правовые моральные и поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической деятельности. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — работник социальной сферы, специализирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями. С.п. призван обеспечиватьсоциально-психологическую поддержку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать помощь подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права. Возможна следующая специализация С.п.: организатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и т. д. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК — человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - технические средства (радио, телевидение, печать и т.д.), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральпых и правовых норм и т.д.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. СТАТУС — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. СТЕРЕОТИП — устойчивый образ какого — либо явления или человека. СУБКУЛЬТУРА — совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом; форма самоорганизации общения и культурной жизни в таком сообществе; совокупность людей в относительно замкнутом сообществе, схожих в понимании социокультурных норм и ценностей. СУБКУЛЬТУРА — совокупность специфических социально- психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов поведения и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от других представителей социума. СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — культурное пространство детского сообщества, куда, как в данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной конкретно-исторической ситуации. СУБКУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ - культур ное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. СУБКУЛЬТУРА УЧИТЕЛЬСКАЯ - включает специфически характерные только для учительской среды ценностные установки, формирующие способы профессиональной деятельности и общения и определяющие принципы бытования профессионального учительского сообщества в определенных социокультурных условиях. ТВОРЧЕСТВО — качество личности, направленное на развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей личности. Творчество связано с новшеством, потребностью человека в открытии нового. ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - принцип личностно-ориентироваиной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д. ТОЛПА — контактная неорганизованная оощность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. ТРАДИЦИЯ — формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение. ТРАДИЦИЯ(лат. traditio— передача) характеризуется как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ - сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное педагогическими просчетами, проблемами психического и социального развития, особенностями характера и т.д., затрудняющими социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебных программ. УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность субъекта к действию, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) - юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Соблюдение интересов детей является одним из главных условий У. ФАКТОРЫ РИСКА — обстоятельства, способствующие возникновению и развитию заболеваний (например, недоедание, курение, наркомания, алкоголизм). ФАКТОР — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. ЦЕННОСТИ социального воспитания — коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности, а также абстрактных идей. ЦЕННОСТИ — материальные, духовные блага, имеющие особый ста-тус у человека или группы людей. ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - управление школьных лидеров, активно принимающих участие в школьных делах, организующих работу по различным направлениям, координирующих деятельность классных органов самоуправления. ШКОЛЫ АКТИВА (школа управленческого мастерства) — организация подготовки и переподготовки лидеров ученического самоуправления но вопросам, связанным с развитием лидерских качеств, коммуникативных, организаторских, аналитико-рефлексивных способностей, освоением знаний по направлениям работы актива. ЭМПАТИЯ — сочувствие, постижение эмоционального состояния другого человека, сопереживание. ЭНТУЗИАЗМ — проявление активности и оптимизма в работе. ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — метод систематического и последовательного обмена мнениями и пополнения знаний, предполагающий участие двух сторон. Предметом этической беседы становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление нравственных понятий, обобщение знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ - свойственный данному народу склад мышления, представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный. ЭТНОС — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании. ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним. Побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также соответствующие организации как социально-полезной, так и преступной направленности.
|