Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономические аспекты развития экотуризма ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие экотуризма может вызывать самые разнообразные последствия на местном, региональном и национальном уровнях, спектр которых - от очень благоприятных до разрушительных. На каждом из этих уровней экономические, экологические и социальные последствия туризма могут существенно различаться в зависимости от его масштабов, уровня развития и диверсификации местной экономики, культурных особенностей страны или региона. Кроме этого, очень важным моментом является форма и вид экотуризма, который развивается в регионе. Необходимо хорошо представлять себе потенциальные положительные и негативные социально-экономические эффекты, которые могут возникать при развитии экотуризма, и учитывать их при планировании и управлении туристической деятельностью. Ниже приводятся наиболее важные социально-экономические аспекты, связанные с развитием экотуризма, примеры как положительного, так и негативного влияния, и некоторые комментарии. 1. Содействие экономическому развитию стран и регионов
Хотя многие страны (особенно развивающиеся) получают значительные преимущества от международного эктуризма туризма, зависимость от него - рискованная стратегия. Туризм является нестабильным источником доходов, подверженным влиянию разнообразных факторов, не поддающихся контролю. Например, туристическая отрасль может быть значительно подорвана политическими изменениями (они оказывают огромное влияние на приток туристов в страну), природными бедствиями, флуктуациями курсов валют или отсутствием должного планирования. Причем роль этих " внешних" факторов тем сильнее, чем большую долю экономики обеспечивает туризм. Во избежание экономических проблем отдельные местности, регионы и тем более целые страны не должны полностью полагаться на доходы от туризма. Необходима диверсификация экономики и развитие различных отраслей хозяйства. Другой распространенной проблемой, связанной с природным туризмом, является его сезонная природа. Существуют пиковые сезоны и сезоны спада туристической деятельности. Это означает, что гостиницы, транспорт и другие объекты инфраструктуры туризма, а также персонал остаются незанятыми значительную часть года. Кроме того, в сельских районах пик туристического сезона нередко совпадает с разгаром сбора урожая и других важных работ. Однако туризм может быть весьма удачным дополнением к другим видам деятельности местных жителей, особенно если пиковые периоды туризма и сельхозработ отличны во времени. Особенно это относится к сельским местностям, где проблема постоянной занятости на протяжении всего года стоит не так остро, как в городах. 2. Приток твердой валюты в страну/регион
Влияние, которое в итоге оказывает туризм на социально-экономическую сферу, в значительной степени зависит от эффекта мультипликатора" или " множественного эффекта", т.е. степени, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают " вращаться" в местной экономике и с каждым " витком" генерируют новые доходы. Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на покупку бензина, продуктов и других товаров местного производства, тем самым экономическая деятельность идет как бы по спирали. Величина " множественного эффекта" от природного туризма зависит от степени " утечки" получаемых доходов из местной экономики в результате налогов, покупки импортных товаров и услуг и т.д. Экономические преимущества туризма в некоторых странах, особенно развивающихся, нередко завышаются, поскольку подобные предприятия включают существенные " утечки" доходов из страны. Это связано с использованием импортных товаров для обеспечения туристов, преобладанием иностранных туроператоров и фирм на туристическом рынке, низкой долей местного населения среди занятых в сфере туризма. К этому надо добавить необходимость расходов на рекламу и маркетинг за рубежом, возвращение сумм, вложенных иностранными инвесторами... Таким образом, хотя туризм и приносит ценную для страны иностранную валюту, существенная ее часть снова покидает страну. В экономиках менее развитых стран такие " утечки" весьма значительны, поскольку им приходится использовать в туристическом бизнесе много импортных товаров, относящихся к " индустрии роскоши". По сведениям Мирового банка 55% валового дохода от туризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны. Чем меньше анализируемая территория по площади и чем ниже уровень ее экономического развития, тем выше утечки при каждом цикле расходов. По оценкам Мирового Института ресурсов, в Зимбабве остается только 10% средств, выручаемых от природного туризма, а в регионе Аннапурна в Непале -даже меньше 10%. В то же время, следует отметить, что в странах с более высоким уровнем развития экономики (в том числе в странах с переходной экономикой) " утечки" валюты, вызванные импортом, являются минимальными. Вклад туризма в экономическое развитие региона тем выше, чем больше в нем используются продукты и материалы местного производства, а также местный персонал. Разумеется, это возможно при условии, что экономика посещаемых регионов достаточно развита, чтобы обеспечить для туристов базовый набор товаров и услуг местного производства. Иными словами, туристы, во время своего путешествия останавливающиеся в гостиницах, которыми владеют и управляют (и обслуживают) местные жители, снабжаемых в основном местными продуктами, обеспечат больше дохода в местную экономику, нежели те, кто потребляет в основном импортные услуги и предметы роскоши, равно как те, кто потребляет очень мало товаров и услуг или же вовсе ими не пользуется (" дикий" туризм). В ряде государств предпринимаются специальные меры по удержанию доходов в стране. Наиболее распространенными из них является взимание налога на пользование землей с частных организаций и введение системы входных плат и такс с туристов, при которой предусмотрены льготы для местных жителей и организаций. В некоторых регионах введена аукционная продажа прав на ведение определенной деятельности и лицензирование государством частных предприятий в сферах питания, транспорта, торговли, экскурсионного обслуживания. С предприятий, косвенно связанных с экотуризмом (крупные гостиницы, транспортные фирмы, рестораны), может взиматься налог на охрану природы и в пользу местного населения. Утечки можно уменьшить, если стимулировать создание на местах мелких частных предприятий и добиваться того, чтобы иностранные компании вносили вклад в развитие местных сообществ через организацию обучения или инвестиции. Продуманная налоговая политика также может способствовать увеличению преимуществ от развития туризма для местного населения и экономики страны. Таковы программы, при которых налоговые и прочие преимущества получают фирмы, нанимающие местных жителей и использующие товары, произведенные в стране. Основная цель таких мер - удержание в регионах большей доли генерируемых в туризме средств. Обычно экологические туристы наиболее охотно используют местную продукцию и услуги. Для многих путешественников из индустриальных стран с высокой степенью урбанизации одним из привлекательных моментов является возможность побывать в нетронутых природных уголках и приобщиться к " примитивным" условиям жизни, представляющим резкий контраст с их повседневной комфортабельной городской действительностью. Таким образом, сторонники экотуризма не нуждаются в условиях проживания, питании и развлечениях по стандартам роскоши, как другие группы туристов. 3. Рост благосостояния местного населения
Туристическая деятельность стимулирует развитие других отраслей - в первую очередь, сельского хозяйства, легкой промышленности, производства стройматериалов. Доходы от туризма позволяют более эффективно использовать ресурсы и применять более современные технологии (покупать новое оборудование, использовать жидкое горючее вместо дров, повысить образовательный уровень, и тем самым, качество трудовых ресурсов и др.). Все это дает значительный импульс для развития экономики и роста благосостояния местных жителей, особенно в районах, удаленных от крупных индустриальных центров, с традиционно низким уровнем экономического развития. Однако в некоторых странах приток богатых туристов приводит к повышению цен на местную продукцию и услуги, нехватке основных товаров и продуктов, что отрицательно отражается на местных жителях (особенно на тех, кто непосредственно не занят в туристической деятельности). Одна из главных задач тех, кто занимается организацией экотуризма (а также туризма в целом) - создать такую программу, которая позволяла бы местным жителям получать реальные преимущества от развития. В ряде случаев туризм обогащает лишь узкий круг и без того наиболее богатых лиц, то время как малообеспеченные становятся еще беднее, углубляется социальное расслоение. Это может настраивать местных жителей против развития туризма, если не предпринимать соответствующих мер. Первичные и вторичные доходы от туризма могут получать различные экономические субъекты и сектора. Поэтому, даже если ожидаемые утечки не столь велики, при планировании экотуризма следует выяснить, какие секторы и группы людей внутри региона будут затронуты в первую очередь. Приток доходов может вызвать развитие как в желательном направлении (например, увеличение производства пищевых продуктов на местах), так и в нежелательном (возрастание потребности в импорте горючего). " Новые" доходы могут пойти на благо малообеспеченной части местного населения или же, напротив, усилить существующее неравенство. Экономические преимущества, которые получат местные жители от развития туризма, будут в значительной степени зависеть от типа туристических фирм, их величины, владельцев, требований к персоналу. Следует тщательно продумывать эти аспекты при организации экономических взаимодействий на местах. 4. Создание рабочих мест для местного населения
В Отчете Мирового Института ресурсов (1990) приводится несколько примеров, когда местные сообщества получали весьма существенные социально-экономические преимущества от развития природного туризма.
5. Влияние на сферу культуры
" Внедряя" иностранные ценности и модели поведения, туризм в развивающихся странах нередко разрушает традиционную социальную и культурную среду и усиливает общественное неравенство. Социальные и культурные трансформации относятся к наиболее широко распространенным эффектам туризма в целом, которые трудно оценить. Однако, подобные масштабные изменения вызываются в значительной степени и другими факторами (например, телевидение). С другой стороны, формы туризма, контролируемые местными сообществами, могут даже послужить укреплению традиционной культуры. В целом можно выделить следующие о позитивные экономические и вместе с тем социальные функции развития экотуризма: 1. создание новых рабочих мест для местного населения; Планирование и организация туристической деятельности Зарубежный опыт планирования и организации туристической деятельности хорошо оснащен в методическом плане. В данном обзоре приведем только основные позиции, по которым имеются методические наработки (на уровне процедур) в зарубежной литературе. Возвращаясь в Предисловию обзора, отметим, что для целей организации экотуристической деятельности в рамках муниципального туризма перечисленные организационные позиции имеет смысл более продуктивно задействовать, в значительной мере базируясь на: - апробированный методический опыт российских фирм по экотуризму (опыт, обобщенный Ассоциацией Экологического Туризма, созданной в 2001 г.); Использованная литература 1. Ecotourism and Sustainable Development in Biosphere Reserves: Experiences and prospects. Quebec, Canada MAB/UNESCO. 2002.
|