Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Рынок и механизм его функционирования. Конкуренция. Спрос и предложение на рынке и формирования равновесной цены .






Рыночная экономика – закономерность исторического развития. Торговля создает богатство. Сравнительные преимущества. Эффективность и ценности. Сущность рыночной организации общественного производства. Понятия «рынок», «рыночная экономика». Экономическая свобода. Цель индивидуального выбора в рыночной системе хозяйствования. Принцип экономической заинтересованности. Механизм достижения индивидуальной и общественной чистой выгоды. Всеобщность денежного интереса в рыночной экономике. Принципы рыночной экономики. Взаимодействие между участниками рыночного производства. Спрос и предложение в механизме рынка. Спрос и потребность. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Товары субституты и комплементарные блага. Спрос и величина спроса. Инфляция и закон спроса. Ценовая эластичность спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Влияние эластичности на динамику величины спроса как фактора изменения цен. Эластичность и выручка. Предложение. Предложение и издержки. Закон предложения. Факторы предложения. Предложение и величина предложения. Ценовая эластичность предложения. Фактор эластичности предложения. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие и неравновесие.

Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночная координация. Координирующая роль цен в условиях рынка. Сущность «равновесной цены». Влияние изменения рыночной конъюнктуры на динамику равновесной цены. Неравновесные ситуации на рынке. Дефицит и конкуренция. Конкуренция и излишки. Динамика равновесной цены. Административное регулирование рыночной цены. Конкуренция при фиксированных ценах.

 

Конкуренция выступает в различных формах: - внутриотраслевая – соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары; - межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую. По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция–конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок), ценовая диверсификация. Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции – реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции одно, а свойства различны в зависимости от потребностей различных групп потребителей). С точки зрения типов соперничества выделяют: совершенную конкуренцию (ни одна из фирм отрасли не в состоянии влиять на рыночные параметры) и несовершенную конкуренцию (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). К несовершенной конкуренции относят: чистую монополию; олигополию; монополистическую конкуренцию.

Понятие рыночной конкуренции. Обеспечение конкурентной фирмы. Характерные признаки рынка совершенной конкуренции.

Способы увеличение прибыли фирмы – совершенного конкурента. Функционирование конкурентного механизма в рыночной экономике. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли.

Монополистическая конкуренция
В условиях монополистической конкуренции кривая спроса для фирмы не совпадает с кривой отраслевого спроса, но и не является горизонтальной, как при совершенной конкуренции. Наклон кривой менее крутой, чем у монопольной фирмы, но имеет положительный наклон, так как фирма на рынке монополистической конкуренции обладает некоторой монопольной властью. Эластичность спроса по цене в условиях монополистической конкуренции связана с наличием на рынке других фирм, товаров-заменителей. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Сравнивая монополистическую конкуренцию с совершенной, можно сделать вывод, что монополистическая конкуренция экономически неэффективный механизм, так как: 1) в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монополистической конкуренции превышает МС. Возникают чистые потери общества от монополистической конкуренции (графически как у монополии); 2) фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности, не полностью их используют (Qопт - QАТСmin). Но на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. Неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества–широкого ассортимента товаров.

Понятие «рыночная власть». Пути установления рыночной власти производителя. Абсолютная (чистая) монополия. Стратегия поведения на рынке фирмы монополиста. Общественная эффективность естественной монополии. Олигополия. Конкурентная и неконкурентная модель поведения фирм олигополистов. Тайный сговор фирм олигополистов и формы его реализации. Монополистическая конкуренция. Особенность формирования цены монополистического конкурента.

Цели и задачи антимонопольной политики государства. Инструменты антимонопольного регулирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал