Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 137






1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

8.Прямое действие, высшая юридическая сила Конституции. Толкование Конституции РФ. Охрана Конституции РФ.

Прямое действие, высшая юридическая сила Конституции. Толкование Конституции РФ. Охрана Конституции РФ.
ПРЯМОЕ (НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ) ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ — свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.
Конституция имеет прямое действие (ст. 15). Можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ в современных условиях.
Во-первых, она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует (должен существовать) в нашей стране. Положения Конституции в этом плане являются базовыми для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.
Во-вторых, Конституции отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности, о которой речь шла выше, в прямом действии Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта — закона должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Например, если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется. Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое на практике.
В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией, как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции.
В-четвертых, прямое действие Конституции требует принятия нормативных актов, необходимых для полной реализации конституционных положений. Тем более, что определенные нормы Конституции нельзя применить без таких норм. Как, к примеру, пересмотреть Конституцию РФ, если для этого требуется созвать Конституционное Собрание, а федерального конституционного закона о нем до сих пор не принято!
Отсутствие текущего регулирования приводит к тому, что одни субъекты права пытаются напрямую применить правило, заложенное в Конституции, другие стоят на том, что его нельзя применить. В результате рождается противоречивая практика.
В-пятых, в условиях федеративного государства проблема действия Конституции связана и с неукоснительным обеспечением ее верховенства по отношению к конституциям и уставам субъектов РФ. Они должны соответствовать Конституции РФ, не могут ей противоречить. Многие субъекты, особенно республики, включили в свои основные законы немало норм, противоречащих федеральной Конституции и затрудняющих ее прямое действие. В последние несколько лет федеральный центр требует приведения конституций и уставов субъектов РФ в соответствие с федеральной Конституцией, и это делает большинство субъектов РФ. Н 9.Народовластие (народный суверенитет), формы народовластия (государственная власть, общественная власть, местное самоуправление).

Народовластие, или народный суверенитет, является важнейшей характеристикой конституционализма, непременным условием демократического государства и цивилизованного общества. В самом общем понимании народовластиеэто режим демократии или власть народа (" demos" – народ; " cratos " – власть).В конституционном праве наиболее распространенным является определение, согласно которому народовластие (народный суверенитет) есть принадлежность пароду верховной власти в обществе и государстве, а также признание народа единственным источником этой верховной власти. В государствах с конституционным строем народ рассматривается как главный источник публичной власти, государственного суверенитета и основа легитимной государственной власти. Народ в данном случае представляет собой единое целое. Это не простая совокупность граждан конкретного государства, обладающих политическими, в том числе избирательными, правами, а сообщество граждан, объединенных общегосударственными или общенациональными интересами. Таким образом, народ следует понимать как совокупность граждан конкретного государства, обладающих политическими правами, и образующих в единстве сообщество людей, объединенных общегосударственными или общенациональными интересами. Исходя из такого понимания народа народовластие, или народный суверенитет, означает верховенство и полноту власти парода в государстве и обществе. Именно народ государства определяет и устанавливает конституцию и систему государственной власти, несет ответственность за государственный и общественный строй, который он установил. Народ должен иметь право ставить вопрос об изменении строя и системы государственной власти, смене высших должностных лиц государства и совершенствовании правопорядка. Основу демократического режима современной России составляет принцип народовластия. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исходя из конституционной формулировки ст. 3 принцип народовластия, или народного суверенитета, означает, что носителем и единственным источником государственной власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. " Народ", " нация", " население" – не тождественные понятия, но на определенном отрезке истории либо с точки зрения разных государственно-правовых традиций они могут совпадать. Народ в конституционно-правовом понимании есть совокупность граждан России. Иные категории людей, проживающих в России, не относятся к народу Российской Федерации. Народ по Конституции РФ многонационален. Власть народа в Российской Федерацииэто публичная власть, целью осуществления которой является общественное благо (иначе говоряпубличный интерес); она обращена ко всему обществу и каждому его члену, всем доступна (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти). Власть в государстве осуществляется: 1) народом государства в целом; 2) его частью, проживающей на соответствующей территории государства; 3) избранными народом представителями, сформированными народом производными от представителей органами. Носителем власти в Российской Федерации на федеральном уровне является многонациональный народ всей России. На региональном уровне в таком качестве выступает народ каждого из субъектов РФ. На местном уровне народ – это население или сообщество жителей территориальных коллективов, где действует местное самоуправление. На местном уровне народ как субъект власти имеет свои особенности. Российское законодательство допускает участие в местном самоуправлении не только граждан, но и иностранцев. Отсюда народ на территории местного самоуправления – это не совокупность граждан, а население, проживающее на данной территории, где правом осуществления публичной власти наделены не только лица, признанные гражданами Российской Федерации.В соответствии с мировыми стандартами демократических конституций многих стран Конституция РФ закрепляет основные типы и формы осуществления народом своей власти.Власть народа (публичная власть) в Российской Федерации разграничивается на три основных типа: 1) государственная власть; 2) общественная власть; 3) смешанная общественно-государственная власть (местное самоуправление).

11.Разделение властей – основа конституционного строя

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

 

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал