Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеологическое и политическое многообразие, понятие, конституционно-правовое регулирование
Идеология как система взглядов предполагает то или иное ее распространение в действительность или по крайней мере стремление к такому распространению в разных формах (например, издание книг, выступления, создание и деятельность общественных и иных объединений и т.п.) путем практической деятельности. Поэтому следует согласиться с выводом о том, что " политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности" 1. В качестве примеров такой деятельности комментаторы Конституции РФ приводят разные виды агитации (за или против кандидатов, политических течений, вариантов решения вопроса). Конституционное право не устанавливает прямо никаких пределов идеологического многообразия, что в правовом отношении свидетельствует о недостатках такого регулирования. Решая задачу преодоления господства одной идеологии, конституционное право не пошло дальше, идеализировав фактические общественные отношения. Между тем есть идеологии, которые признаны заведомо преступными (например, фашизм). Есть идеологии, которые основаны на завоевании других народов, подчинении одного человека другому, разрушении семьи и т.д. Видимо, этот пробел Конституции должен быть ликвидирован. Косвенно границы идеологического многообразия поставлены через регламентацию общественных объединений. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Указанная норма препятствует как созданию новых, так и изменению характера деятельности созданных ранее общественных объединений. Цели общественного объединения - необходимый элемент его устава, который утверждается при создании объединения его вредителями. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995г. " Об общественных объединениях" 2 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением общественными объединениями законов, орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, а финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов в соответствии с законодательством о налогах. Кроме того, существует контроль со стороны государственных органов (пожарный, эпидемиологический и др.). Надзор прокуратуры распространяется на все общественные объединения, а контроль регистрирующего и иных органов - только на зарегистрированные общественные объединения. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена только по решению суда. Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности общественного объединения оно не устраняет нарушения, то по решению суда может быть ликвидировано. Закон допускает возможность ликвидации общественного объединения по решению суда, минуя процедуру приостановления деятельности (ст. 44). 15.Понятие, виды, правовой статус общественных объединений. Правовой статус политических партий в Российской Федерации: Важное место в политической системе, как механизме реализации суверенитета народа, занимают общественные организации. Право граждан России на создание этих организаций закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем. В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года [16], а также законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года [11]. Основными видами общественных организаций являются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица. Такие объединения могут функционировать и без государственной регистрации, но тогда они не приобретут прав юридического лица. Общественная организация – это основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использование данного имущества на общественно полезные цели. Общественное учреждение – это не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его создания. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. По территориальной сфере деятельности общественные объединения классифицируются на общероссийские, межрегиональные и местные 16.Конституционные основы экономической системы в Российской Федерации (свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности). Характер экономического строя в определяющей мере зависит от выбора типа экономических отношений и его конституционного закрепления. Объектом конституционного регулирования являются такие фундаментальные вопросы экономического строя, как отношение к собственности и ее формы, принципы экономической деятельности и распределения финансов, основные права субъектов экономической деятельности.Утверждение идеологии конституционализма в экономической сфере подразумевает формирование экономического строя, базирующегося на экономическом либерализме, который тесно связан с принципом единства экономического пространства и укреплению которого способствует либеральная экономика. Общие государственные требования в отношении свободы экономической деятельности, обеспечение государством свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей его территории создают целостный и эффективный режим функционирования экономики.К фундаментальным основам любой экономической системы относятся отношения собственности. Их конституционное регулирование на современном этапе имеет широкий диапазон нюансов: формы, режим и субъекты собственности; экономические права и их гарантии; условия эффективности экономической системы и др.Важнейшие аспекты экономического строя РФ, отвечающие концепции либеральной экономики, – это свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности и их равноправие, признание частной собственности и целый ряд других принципов, обеспечивающих свободу и широкие возможности для субъектов экономической деятельности. Реализация данных принципов осуществляется в сочетании с конституционным требованием единства экономического пространства.В Российской Федерации согласно ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Равное признание всех форм собственности – новая формула для российской экономической системы. До начала 1980-х гг. закреплялась незыблемость социалистической собственности и социалистической системы хозяйства. В советских конституциях выделялась, прежде всего, общественная собственность, которая признавалась трудовой, в то время как частная собственность считалась исключительно эксплуататорской.К общественной социалистической собственности относились: государственная как высшая и приоритетная форма собственности; колхозно-кооперативная собственность, т.е. коллективная собственность членов трудовых объединений; собственность общественных организаций (прежде всего профсоюзов), используемая для достижения некоммерческих уставных целей этих организаций. Государственная собственность в обществе развитого социализма получила наименование общенародной собственности. Частная собственность на средства производства полностью исключалась. Признавалась лишь личная или индивидуальная собственность, основанная на личном труде или на труде членов семьи. Общественная собственность открыто провозглашалась приоритетной но сравнению с личной и пользовалась особой поддержкой государства.К объектам личной собственности относились в основном предметы личного и бытового потребления, а также предметы первой необходимости. В личной собственности можно было иметь строго ограниченные по размеру и количеству дом, приусадебный участок и иное значимое движимое и недвижимое имущество; незначительную численность скота. Эти и другие ограничения на размер и количество личной собственности были установлены законодательно.В действующей Конституции РФ и федеральном законодательстве предусмотрены широкие возможности для обладания частной собственностью. В то же время не допускаются монополизация собственности и недобросовестная конкуренция. Впервые закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом оговаривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).
|