Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов Предметом правового регулирования законодательства об исполнительном производстве являются действия ФССП по принудительному исполнению исполнительных документов и возникающие в связи с этим правоотношения. Более детально предмет регулирования закреплен в ст. 1 Закона об исполнительном производстве: условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. предмет правового регулирования исполнительного процессуального права составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве. Проблема расположения правовых норм по отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для установления стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативных правовых актов, позволяющей оперативно находить необходимые нормативные установления. Внутренняя дифференциация множества правовых норм в рамках общей системы права на отдельные отрасли оказывается возможной при помощи двух основных критериев, выработанных теорией права: предмета и метода правового регулирования. Основополагающим фактором, конституирующим исполнительное право как целостную сущность, выступает предмет правового регулирования. • Предмет правового регулирования является основным и главным критерием выделения любого правового образования в качестве самостоятельной отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается определенный круг общественных отношений, образующих в силу их специфики особые системы связи между правовыми нормами. Иными словами, это тот круг общественных отношений, на которые направлено правовое воздействие отдельно взятой отрасли права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулирует данная отрасль права. Предмет является объективным, лежащим вне права критерием, и, как справедливо в свое время подчеркивал С. С. Алексеев, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации общественных отношений1. 1 Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 170. 1.2. Предмет и метод исполнительного права 23 Предмет исполнительного права составляют процессуальные исполнительные отношения, т.е. облеченные в особую процессуальную форму отношения, складывающиеся в связи с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче названным субъектам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. В юридической науке сформировался подход к разделению права на материальное и процессуальное, согласно которому материальное право регулирует общественные отношения, существующие вне (до и после) правоприменительной деятельности органов государства и общественности, а процессуальное право регламентирует общественные отношения по поводу правоприменительной и правотворческой деятельности1. Исходя из данного положения и с учетом того, что правоприменительная деятельность судебного пристава-исполнителя связана с принудительным исполнением судебных и иных актов, вопрос об отнесении исполнительного права к числу процессуальных отраслей не вызывает сомнений. • Предмет исполнительного права можно определить как упорядоченную совокупность (систему) общественных отношений процессуального характера (процессуальных право- отношений), складывающихся по поводу принудительно- исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства. При этом следует различать предмет исполнительного права и предмет исполнительного производства. Если предметом исполнительного права являются общественные отношения, то предметом исполнительного производства Вспомогательным (факультативным) критерием отграничения исполнительного права от иных отраслей права выступает метод правового регулирования, который взаимосвязан и, более того, основан на предмете правового регулирования. Потребность в данном критерии обнаружилась вследствие возникновения ситуаций, при которых одного материального (предметного) ориентира оказывалось недостаточно для раз- межевания отраслей. К примеру, отношения собственности регулируются сразу несколькими отраслями права (в частности конституционным, гражданским, административным, уголовным). Ситуация усложняется и тем обстоятельством, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей права — все они являются частью единой системы.
|