Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники исполнительного производства.






Источники законодательства об исполнительном производстве Регулирование исполнительного производства как стадии арбитражного процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона " Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона " О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства.

АПК прямо относится к числу источников исполнительного законодательства. В соответствии со ст. 182 АПК решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства: выдача исполнительного листа, немедленное исполнение решения арбитражного суда, процедура выдачи дубликата исполнительного листа, ответственность за неисполнение судебного акта, поворот исполнения судебного акта и др.

ГПК. Поскольку нет иного перечня видов имущества граждан (включая имеющих статус индивидуальных предпринимателей), на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то следует руководствоваться ст. 446 ГПК. ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация, порядок проведения торгов. Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, об обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.

Закон РФ " О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII). Федеральный закон " О третейских судах в Российской Федерации". Здесь урегулированы вопросы порядка оспаривания и исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи. Нормативные акты Правительства России. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона " Об исполнительном производстве" Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнение данного Федерального закона и иных федеральных законов. Например, среди них можно выделить постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 " Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги".

Международные договоры. Они носят приоритетный характер по сравнению с российским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести, например, Соглашение государств СНГ от 20 марта 1992 г. " О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", Нью-Йоркскую (1958 г.) конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Соглашение между Республикой Беларусь и Россией о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь и др. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве источников исполнительного законодательства Федеральный закон " Об исполнительном производстве" не называет нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако при решении целого ряда про­цедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка России.

Во главе системы законодательства об исполнительном производстве стоит Конституция РФ – основной закон нашего государства.

Следующим по важности и юридической силе источником исполнительного производства являются международные договоры. В соответствии со ст.15 Конституции РФ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Среди международных договоров, имеющих значение для исполнительного производства, следует указать: Ньй-Йоркскую Конвенцию 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений»; Соглашение участников СНГ 1992г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности; Конвенцию участников СНГ 1993г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Кроме отмеченных многосторонних соглашений, Российская Федерация является участницей более 30 двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, в которых содержатся нормы о признании и исполнении судебных решений.

Следующим по юридической силе и значимости источником исполнительного производства являются федеральный закон «О судебных приставах», принятый 21 июля 1997 года и федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.

Нормы, касающиеся участия суда общей юрисдикции на стадии принудительного исполнения исполнительных документов, содержатся в разделе 7 ГПК РФ, а арбитражного суда - в разделе 7 АПК РФ.

Отдельные правила исполнительного производства содержатся в источниках материального права, в частности в ГК РФ, в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в законе «О Центральном банке РФ» и пр.

Участие прокурора на стадии исполнительного производства регулируется законом «О прокуратуре РФ».

В УК РФ имеется 3 нормы (статьи 298, 312, 315), предусматривающие ответственность за совершение преступных действий на стадии исполнительного производства.

Во исполнение федеральных законов, Президент и Правительство РФ принимают нормативные акты, детализирующие правила исполнительного производства. В частности, постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 550 были утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора; постановлением Правительства РФ от 01.01.01" г. N" 516 регламентированы размеры компенсации расходов, понесенных понятыми в связи с исполнением обязанностей понятых при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и т. д.

Согласно 2 статьи ФЗ «О судебных приставах», органы принудительного исполнения исполнительных документов обязаны руководствоваться в своей деятельности нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ. Таким образом, к числу источников законодательства об исполнительном производстве также относятся ведомственные приказы и инструкции Министерства юстиции РФ, а также подзаконные нормативные акты, принимаемые Министерством юстиции РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Пример: " Приказ ФССП МЮ РФ от 01.01.01 г. N 26 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства»; Приказ ФССП МЮ РФ от 9 ноября 2007" г. N" 585 " Об утверждении Методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений"; Приказ Минюста РФ от 01.01.01 г. N" 192 " Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)" (с изменениями от 8 июля 2008 г.); совместный приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 01.01.01" г. N" 11/15н «Об утверждении инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов».

Значительна роль постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, регламентирующих порядок исполнительного производства. Примером может служить Постановление Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. N" 10-П " По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. В." Безменова и Н. В." Калабуна". В процессе применения законодательства об исполнительном производстве, приставы обязаны учитывать положения Постановлений КС РФ.

Немаловажное значение в процессе применения норм законодательства об исполнительном производстве имеют постановления Президиумов и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в частности, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.01.01 г. N 41 " О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона " Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях"; информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.01.01" г. N" 115 " О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях" и многие другие постановления. Однако к источникам права указанные постановления не относятся. Они являются актами судебного толкования норм права об исполнительном производстве.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал