Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура развития образовательного целеполагания






 

Деятельность ученика Деятельность учителя Совместная деятельность учеников и учителя
Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их ученикам Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения
Обозначение своих целей, зна­комство с целями других учеников Анализ отобранного набора целей, классификация учени­ческих целей, определение мотивов учеников Демонстрация индивидуаль­ных целей, их обсуждение, корректировка и дополнение
Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование системы учебных занятий по теме Сопоставление индивидуаль­ных образовательных прог­рамм учеников и общей образовательной программы
Составление индивидуальных учебных программ своих заня­тий по теме Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения Составление программы заня­тий с общим и индивидуаль­ными компонентами обучения

Специфику имеют начальные цели, например, формулируемые в начале учебного года. Такие цели характеризуется следующими особенностями:

1. Эмоциональное вхождение детей в учебный процесс. Их ориентация в специ­фике школьной жизни. Проведение уроков-знакомств типа: представление детьми окружающим своего имени, своих любимых дел, своих игрушек, жела­ний и т. п. Для старших — рефлексия или просто рассказ о летней деятельно­сти, или своих увлечениях.

2. Диагностика особенностей детей: любимые виды деятельности, степень твор­ческой ориентации, уровень подготовленности, психические особенности, са­моорганизация и др.

3. Создание (конструирование) образа предстоящего учебного года: его норм, со­держания, структуры, ритма, видов деятельности.

В начале обучения конкретной учебной дисциплине цели педагога следующие:

а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается соста­вить схему, нарисовать символ или концепт предмета;

б) для формирования образа деятельности в новом курсе или его теме следует предложить детям выполнить основные виды деятельности, например: иссле­довать растение, придумать сказку, начертить геометрические фигуры;

в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;

г) составить учебную программу на четверть, включив в нее личностный компо­нент учащихся, то есть их цели по предмету.

Обучение учеников целеполаганию. Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:

♦ наличие познавательного стремления ученика;

♦ определение предмета своей цели;

♦ умение ученика определить свою связь с предметом цели;

♦ представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отно­шению к предмету цели;

♦ вербальное (словесное) формулирование цели;

♦ предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;

♦ наличие средств для достижения цели;

♦ соотношение получаемых результатов с целью;

♦ корректирование поставленной цели.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и обра­зовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, вы­страивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, поня­тием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смыс­ла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, ис­следование его химических, математических, этических свойств.

Другой тип целей ученика — целеполагание по отношению к образовательным технологиям. Познание фундаментальных образовательных объектов, принадлежа­щих образовательным областям, требует от ученика выбора технических приемов, способов и технологий, то есть целей ученика в области применяемых образователь­ных технологий. Другими словами,

Дискиссия.Сможет ли учитель обучать учеников по – разному, если все они будут ставить свои индивидуальные цели?

образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов.

Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы дея­тельности, выясняет суть и структуру выбранных видов де­ятельности, планирует свои действия по их освоению и при­менению.

Для развития таких способностей ученика, как целепола-гание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка, необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнитель­ных затрат времени во время занятий по темам курса.

На обычном предметном материале ученикам предлагаются следующие задания: «Сформулируйте свои цели изучения географии на 1-ю четверть»; «Поставьте цельсвоей домашней работы по математике»; «Составьте план наблюдений за явлением го­рения свечи»; «Предложите схему-алгоритм для решения задач на перевод одних еди­ниц величин в другие»; «Составьте памятку-рекомендацию «Как сочинять стихи»; «Вспомните свои основные трудности при составлении компьютерной программы и способы, которыми вы их преодолевали»; «Составьте общую сравнительную рецен­зию двух ученических творческих работ по истории на одну и ту же тему».

Подобные задания, с одной стороны, решают предметные задачи, с другой — обес­печивают овладение учениками навыками самоорганизации образования. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы, понятые проблемы и т. п. Каждый из полу­чаемых учеником образовательных продуктов подлежит совершенствованию, разви­ваются соответствующие способности самого ученика.

В то же время недостаточный учет целей учеников, отсутствие работы по разви­тию навыков целеполагания, могут быть причиной отрицательных образовательных результатов. Приведем пример отчужденности образовательного продукта, получен­ного вне ученического целеполагания.

На первом сдвоенном занятии по словесности в 6-м классе учитель применил ин­тересную игровую форму работы, которая детям понравилась. Однако личные цели ребят предварительно обсуждены и обозначены не были. Устная рефлексия в конце первого занятия показала, что учащиеся поняли происходящую игру как форму дея­тельности, практически не связанную с изучаемым предметом — русским языком. Они говорили о том, как они подбегали к доске, как победили другую команду и т. п. Полу­чилось, что игровая форма обеспечила детям только технологический результат, до­стижений же по самому учебному предмету они не осознали, поскольку целей такого рода у них и не было.

На следующем уроке учитель предложил ребятам поставить свои цели на занятие. Наряду с формальными целями («получить «5») некоторые дети сформулировали цели более высокого ранга, касающиеся содержания предмета и их собственного раз­вития. Разнообразие целей учеников позволило учителю вместе с ними выстроить иерархию поставленных целей, ребята поняли, что цели можно ранжировать. Наибо­лее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель записал на дос- | ке, что привлекло к ним внимание остальных учеников, в том ч, исле и тех, кто не су-мел поставить своей цели. Фиксация целей позволила учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Занятие, построенное с уче­том целей учеников, дало адекватно осознанные всеми результаты по изучаемому предмету.

Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всем протяжении образо­вательного процесса, изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели кон­кретных образовательных ситуаций. Ученик становится перед необходимостью поста­новки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразова­тельном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образо­вательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Це­леполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возника­ющих ситуаций.

Резюме

Способность постановки целей своей деятельности — врожденное качество человека. Цель - предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его эта­пах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Таксономии целей обучения — систематизированные банки подцелей (задач), со­ответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебно­му курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку до­стижения, подцели, помогают учителю достигать общие цели курса.

В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь про­цесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем были обеспечены усло­виями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность.

Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обуче­ния школьников целеполаганию.

Вопросы и упражнения

1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изу­чения данной темы. Назовите главные достигнутые вами результаты.

2. Какие требования должны предъявляться к образовательным целям учителя и ученика, чтобы они могли быть достигнуты?

3. Должны ли отличаться цели, которые формулируются в начале изучения круп­ного раздела от целей в середине его изучения и в конце?

4. Каким образом можно обеспечить постановку целей учеником, у которого нет желания учиться?

5. Чем цели отличаются от норм и правил?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал