Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и их задачи муниципальных библиотек
Общедоступная (публичная) муниципальная библиотека – общее определение для всех видов библиотек, расположенных на территории муниципального образования (городской округ, городское поселение, сельский районный центр, сельское поселение, сельский населенный пункт) и являющихся собственностью данного муниципального образования. Библиотеки принадлежат местному сообществу, обслуживают местное сообщество, финансируются из местного бюджета [13]. В систему муниципальных библиотек входят следующие основные виды библиотек: – Библиотека сельского поселения; – Библиотека городского поселения; – Библиотека сельского населенного пункта; – Детская библиотека сельского поселения; – Детская библиотека городского поселения; – Центральная районная библиотека; – Межпоселенческая библиотека; – Детская районная библиотека; – Библиотека городского округа; – Детская библиотека городского округа; – Центральная городская библиотека; – Библиотека административного района города. По решению администраций муниципальных образований библиотеки сельских и городских поселений могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями межпоселенческой библиотеки, центральной районной или центральной городской библиотеки, в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы (ЦБС). Библиотеки городского округа, а также библиотеки административных районов города, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или являться подразделениями центральной городской библиотеки (или централизованной библиотечной системы города, административного района города). В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 г. (Статья 20. Центральные библиотеки) органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки; органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки; органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других). Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам. Центральная библиотека развивается как интеллектуальный центр, формирует своими средствами информационное и культурное пространство муниципального образования (района, города). Для создания качественной библиотечной услуги, а также с учетом экономии финансовых средств функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального образования (района, города), прежде всего, комплектование и обработку библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание электронного каталога и автоматизированных баз данных, электронной библиотеки, оказание методической помощи [10]. Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. № 923-р, закрепляют за каждой из центральных библиотек региона выполнение функций исследовательского, информационного, консультативного центра по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации. Эти функциональные направления в полной мере характерны также и для наиболее крупных муниципальных библиотек. Функции центральной библиотеки могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности. Межпоселенческая библиотека учреждается органом местного самоуправления муниципального района для обеспечения библиотечным обслуживанием населения нескольких поселений (и межселенных территорий), входящих в состав муниципального района. По решению администрации муниципального района межпоселенческая библиотека может быть создана вновь как самостоятельное учреждение или становится правопреемницей существующей центральной районной библиотеки (центральной городской библиотеки). Межпоселенческая библиотека является ведущей универсальной библиотекой, центральным книгохранилищем и организационно-методическим центром муниципального района, развивается как интеллектуальный центр, формируя своими средствами информационное и культурное пространство муниципального района. В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, как межпоселенческая библиотека, так и центральная библиотека осуществляют: – предоставление библиотечных, справочно-библиографических и информационных услуг в режиме локального и удаленного доступа жителей своего района библиотечного обслуживания (административного центра) и жителей всего муниципального района (городского округа); – организацию внестационарного обслуживания жителей муниципального района (городского округа); – виртуальное обслуживание пользователей (он-лайновые услуги: бронирование, заказ изданий, виртуальные справки и выставки, дистанционные курсы обучения); – обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД); – комплекс работ по комплектованию собственного наиболее полного универсального фонда, в том числе на основе обязательного экземпляра муниципального образования, а также централизованное комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая: изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу и закупку изданий на различных носителях, их систематизацию и каталогизацию, индивидуальный и суммарный учет, техническую обработку и распределение по библиотекам, ведение финансового учета, отчетности и документации; – создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем; – координацию совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа); – обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа); – ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности, в том числе о деятельности библиотек поселений; – методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников [3]. Детская районная (городская) библиотека по решению органа местного самоуправления может быть учреждена как специальная центральная библиотека по обслуживанию особых групп пользователей детского и юношеского возраста. Такая библиотека обслуживает детей и подростков своего района библиотечного обслуживания (административного центра), а также всего муниципального района (городского округа) и выполняет функцию организационно-методического центра по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального района (городского округа). Другие детские библиотеки, имеющиеся на территории муниципального образования, могут быть самостоятельными и получать статус юридического лица или становятся подразделениями центральной библиотеки для детей (в том числе, в рамках централизованной библиотечной системы). В зависимости от региональных особенностей библиотеки, обслуживающие взрослое население, могут иметь специальные отделения (отделы) для читателей-детей. В России, подобно другим странам мира, на муниципальном уровне отсутствуют специальные библиотеки для юношества (молодежи). Как правило, эта возрастная категория обслуживается в библиотеках, многие из которых обладают для этого ресурсами и специальными методиками. На муниципальном уровне, как правило, отсутствуют также и специальные библиотеки для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению. Обслуживание этих групп граждан в библиотеках существенно ограничивается, прежде всего, материально-техническими условиями и возможностями этих библиотек, что нередко является причиной информационной и культурной изоляции инвалидов [8]. В то же время социальные нормативы организации работы, в частности с инвалидами по зрению, требуют не только создания условий для их обслуживания в библиотеках, наряду с другими категориями пользователей, но и предполагают расширение зоны их деятельности, так как библиотеки для слепых субъектов Российской Федерации стараются открывать филиалы в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, а также при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных, реабилитационных учреждениях. На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0, 5 часа пути). В этих целях внестационарное обслуживание является неотъемлемым элементом системы библиотечно-информационного обслуживания населения муниципальных образований, наряду со стационарными библиотеками. В ряде случаев внестационарное обслуживание может быть предложена как альтернатива стационарному библиотечному обслуживанию. Например, в Псковской области, для которой характерна хуторская система расселения и большая удаленность населенных пунктов от стационарных библиотек (10-15 км), только внестационарными формами могут быть обслужены не менее 10% жителей области. Внестационарное обслуживание может осуществлять библиотека сельского, городского поселения, межпоселенческая или центральная библиотека посредством организации библиотечных пунктов, выездных читальных залов, передвижных библиотек (библиобус или транспорт другой организации, в том числе сельской администрации) и других форм. Такая библиотечная услуга широко используется библиотеками для обслуживания малоподвижных категорий (инвалиды, люди преклонного возраста, пациенты больниц и др.), а также может предлагаться отдельным категориям пользователей как дополнительная сервисная услуга (доставка литературы к месту работы, отдыха и т.п.) [7]. Внестационарная форма библиотечно-информационного обслуживания с учетом специфики территории может становиться одним из важнейших направлений библиотечной политики, осуществляемой и контролируемой на уровне государственных органов управления субъекта РФ. Например, в Пермской области Председателем Департамента культуры и искусства утверждено Положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения, которое имеет обязательное действие на всей территории области.
|