Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






График модели монополистической конкуренции






 

1. Рассмотренные выше совершенная конкуренция и монополия являются противоположными моделями рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются ни полностью конкурентными, ни контролируемыми единственным продавцом, которые встречаются гораздо чаще.

Рассмотрим модель монополистической конкуренции, разработанную независимо друг от друга Э. Чемберлен и Д. Робинсон в 1930-х гг.

Рынок монополистической конкуренции тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют в области объема продаж.

В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над ценой, в отличие от условий совершенной конкуренции. Каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара.

Основные черты рынка с монополистической конкуренцией:

ü товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку;

ü существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1%. В типичном случае — от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ над другими;

ü продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить продукции. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других;

ü есть условия для свободного входа и выхода. На рынок могут свободно прийти новые фирмы, однако уже существующие имеют преимущество, а вновь приходящие фирмы будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам непросто.

Таким образом, монополистическая конкуренция одновременно похожа:

ü на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену;

ü на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход.

2. Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, значит, спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

График на рис. 24 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции.

Рис. 24. Ломаная кривая спроса на продукцию при монополистической конкуренции

На графике на рис. 24 линия АВ является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломаная линия CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь в интервале Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1 с тем, чтобы цена была Р'1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне Р1. Соответственно, при установлении низкой цены Р4 производитель рассчитывает производить Q'4

продукции, однако его конкуренты тоже снизили цены и ему

приходится увеличивать объем до Q4.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал