Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель олигополии с ломаной кривой спроса
1. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой стратегическое взаимодействие между конкурентами не только присутствует, но и занимает центральное место. Ключевой особенностью олигополии является то, что продавцы учитывают действий друг друга при формировании цены и принятии решений об объеме выпуска продукции. Олигополия характеризуется следующими основными чертами: ü немногочисленность фирм в отрасли. Обычно на олигополистических рынках господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится от 50 до 66 % продаж продукта; ü высокие барьеры для вхождения в отрасль, связанные прежде всего с финансами. Многомиллиардная стоимость заводов-олигополистов служит надежным барьером на пути проникновения в отрасль новых компаний. Чтобы войти в отрасль, где действует узкий круг крупнейших фирм, " чужаку" надо сразу освоить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия; ü всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену, благодаря их большим долям в общем выпуске данного товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они или их соперники изменят цены либо выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибыли всех фирм на рынке. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие олигополистических рынков. Взаимозависимость действий олигополистов имеет место во всех сферах конкуренции, таких как: ü цена; ü объем продаж; ü доля рынка; ü дифференциация продукции; ü стратегия стимулирования сбыта; ü инновационная деятельность и т. д. Так как конкурирующие фирмы располагают набором вариантов своей деятельности, предсказания их действий и ответной реакции добавляет к процессу принятия фирмой решений новый и сложный элемент. На олигополистическим рынке не существует ясно очерченной позиции равновесия, к которой стремятся фирмы (как в условиях совершенной и монополистической конкуренции). На это существует две причины: ü при олигополии могут существовать и существуют различные материальные условия конкуренции, ни одно из которых не является типичным; ü в случае заданной конкурентной ситуации фирмами могут быть избраны различные стратегии конкуренции. В зависимости от ситуации действия фирм и реакция на них со стороны конкурентов будут различными. Поэтому теория олигополии состоит из многих моделей, каждая из которых описывает определенный аспект олигополистического поведения, но ни одна из которых не говорит всего о конкуренции между немногими. Одним из ключевых вопросов, на который должна дать ответ олигополистическая фирма, есть вопрос о том, как отреагируют конкуренты на изменение фирмой цены на свою продукцию. И один из ответов на этот вопрос содержится в модели олигополистического поведения, известной как ломаная кривая спроса. 2. Модель олигополии с ломаной кривой спроса, разработанная Полом Суизи в конце 30-х гг. XX в., объясняет, почему цены на рынках олигополии часто остаются стабильными, несмотря на значительные изменения в издержках. Суизи начал с предположения о том, что каждая фирма назначает одну и ту же цену (Р' на рис. 27). Рис. 27. Модель ломаной кривой спроса Олигополист рассуждает следующим образом: если уменьшить цену, то некоторые из конкурентов, опасаясь сокращения своих продаж, могут сделать так же. Поэтому в случае понижения цены я вряд ли резко увеличу свои продажи, а линия спроса на мою продукцию на соответствующем участке АВ имеет довольно крутой наклон. Если я увеличу иену, то конкуренты, стремясь к увеличению продаж, вряд ли последуют моему примеру. Таким образом П. Суизи попытался объяснить тот факт, что цены на товары фирм-олигополистов имеют тенденцию к удивительной стабильности. В то же время, несколько эмпирических исследований подтвердили, что цены при олигополии стабильны не больше и не меньше, чем при всех других формах рыночной структуры. Другие исследования показали, что чаще всего фирмы поддерживают возрастание цены так же, как и ее снижение. Данная модель не объясняет, как первоначально возникла цена Р', поэтому весьма незначительное количество экономистов сколько-нибудь серьезно рассматривает модель с ломаной кривой спроса.
|