Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.). Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся: · законодательство; · нормоустанавливающая деятельность правительства; · выборы; · референдум; · порядок осуществления прав и свобод; · надзор и контроль за местными органами управления и т.д. Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права. В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности): народный суверенитет; разделение властей; не отчуждаемость прав и т.д. Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие. Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты: достижение определенного возраста (18 лет); назначение дня выборов; образование избирательных комиссий, округов, участков; составление списков избирателей и т.д. Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Классификация субъектов конституционно-правовых отношений: · физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; · общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений; · государство; · государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии); · органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления; · органы конституционного надзора; · органы местного самоуправления; · депутаты центральных и местных представительных учреждений; · ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
|