Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и классификация форм правления.
Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти. По традиции принято различать две основные формы правления: монархия и республика. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Число монархий в мире довольно велико: они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Япония, Тайланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот человек и даже тысяч (Тувалу в Океании). Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме, особенно после второй мировой войны. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монарха, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени. Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных страна существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республики. Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и Латинской Америк 16. Монархия: понятие и виды. Существует два вида монархии. Это абсолютная и ограниченная монархия. Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей отрицается, в чистом виде практически не существует. Ограниченной же монархии свойственно проявление таких институтов, как парламент и конституция. Именно они выступают ограничителями власти монарха. Учреждение парламента и других ограничителей монархической власти предусмотрено конституцией (вспомним, что сама идея конституционализма появилась как идея ограничения произвола государства, первоначально — в лице монарха). Основные виды конституционной монархии — дуалистическая и парламентская — отличаются тем, что при дуалистической монархии монарх сохраняет свое значение лидера государства: он единолично армирует правительство, возглавляет его и отправляет в отставку, г. е. правительство ответственно за свою деятельность только перед монархом. Для парламентской монархии характерно наличие поста премьер-министра, возглавляющего правительство, политическую ответственность правительство несет не перед монархом, а перед парламентом, который может выразить ему вотум недоверия или отказать в доверии. В настоящее время абсолютных монархий в чистом виде практически не существует. Близкая к ним форма правления установлена, например, в Омане, Саудовской Аравии. Дуалистическая монархия существует в Марокко, Кувейте, Иордании и некоторых других развивающихся странах. Парламентарная же монархия характерна для многих демократических государств: Великобритании, Испании, Японии, Швеции, Дании и т. д. 17. Республика: понятие, признаки республиканской формы правления, виды. Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, отсутствием должности премьер-министра, внепарламентским методом избрания президента, внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием института парламентской ответственности, отсутствием у президента права роспуска парламента. Парламентарная республика характеризуется: 1) провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность; 2) наличием должности премьер-министра; 3) формирование правительства только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате; 4) смешанной формой правления. В них сочетаются различные элементы, порой крайне противоречивые. 18. Избирательное право: понятие, сущность и принципы Избирательная система в широком смысле — совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов, в узком смысле — способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном. Объективное избирательное право — раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автономиях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. В субъективном смысле избирательное право — право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народной законодательной инициативе. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, определенный возраст, быть вменяемым. Избирательное право может быть активным и пассивным. Активное избирательное право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов, Пассивное избирательное право - право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления. Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Принципы избирательного права: 1) всеобщее избирательное право. Оно не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы, не участвуют такие граждане, как дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен определенный возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для 11ас-сивно1о избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел; 2) равное избирательное право установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона; 3)прямые выборы — непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц; 4) тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнений избирательного бюллетеня, использования избирательной машины, с помощью электронной карточки избирателя. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки. 19. Избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды Выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается в день, предшествующий дню голосования. Выборы проводятся по избирательным округам. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов — многомандатным. Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие собой территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей. Для осуществления действий, связанных с избирательной кампанией, учреждаются органы по проведению выборов. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. Есть две системы регистрации избирателей. При постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь, составляются новые избирательные списки. Выдвижение кандидатов в депутаты — определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Способы: 1) для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей; 2) выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей; 3) выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами — праймеризом. Голосование — подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных. Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах. Голосование является этапом, завершающим избирательную кампанию, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, относительного большинства или пропорциональной избирательной системе. 20. Референдум в зарубежных странах: понятие, классификация. Референдум (от лат. ге(егепс/ит— «то, что должно быть сообщено») — голосование избирателей, посредством которого принимается решение го - государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон, принятый парламентом (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления. На референдум выносится вопрос, предполагающий положительный или отрицательный ответ избирателя. Возможен и иной вариант с несколькими альтернативными ответами, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений. Организуется референдум так же, как и выборы (создаются списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулируются пропаганда и агитация по вопросам референдума, подводятся итоги и т. д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50 % плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. Виды референдума: 1) общегосударственный и местный референдумы (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц); 2) обязательный и факультативный референдумы (петиционный). Последний проводится по инициативе избирателей со сбором подписей; 3) конституционный и обыкновенный референдумы, В первом случае на референдум выносится проект конституции или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения; 4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский референдумы; 5) утверждающий (или ратифицирующий) и отменяющий референдумы. При проведении первого референдума избиратели утверждают решение парламента; 6) решающий и консультативный референдумы. В последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, (а может и не учесть), например при принятии закона. По иной классификации выделяют конституционный, законодательный, международно-правовой, административный референдум.
|