Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетенция, состав и формирование правительства.
Функции правительства реализуются через его компетенцию, В конституциях большинства стран полномочия правительства определяются самым общим образом, из чего можно сделать вывод: правительство занимается всеми вопросами управления, но при эти компетентно лишь исполнять законы по любым вопросам, само, же оно осуществлять нормативное регулирование не вправе. Если же правительство в той или иной стране наделено правом осуществляет нормативное регулирование, оно характеризуется в конституции как орган не только исполнительной, но и регламентарной власти. Например, Конституция Франции 1958 г., наделяя Правительство правом самостоятельно регулировать вопросы, не отнесенные Конституцией к области законодательства, характеризует его как орган регламентарной власти (ст. 37). Как видно, и здесь компетенция правительства не определена конкретно, а имеет остаточный характер. Тем не менее имеются конституции, в которых компетенция правительства определена более или менее детально (ст. 73 Конституции Японии). Подробная регламентация полномочий правительства характерна для социалистических, а также, вероятно по традиции, — постсоциалистических конституций. Например, компетенция Государственного совета КНР включает согласно ст. 89 Конституции Китая 18 позиций. Состав правительства включает его главу (в президентских республиках это президент, в дуалистических монархиях— монарх, а в парламентарных странах, полупрезидентских, советских и некоторых суперпрезидентских республиках— премьер-министр); заместителей главы правительства; министров, т. е. руководителей наиболее значительных органов центральной администрации— министерств; I! некоторых странах— министров без портфеля, т. е. членов правительства, не возглавляющих органы исполнительной власти специальной компетенции; парламентских секретарей, обеспечивающих взаимодействие правительства с парламентом, некоторых других должностных лиц, а иногда и представителей нижестоящей администрации. Например, Государственный совет Китая согласно Конституции страны состоит из Премьера, заместителей Премьера, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата (ст. 86). Должность премьер-министра в конституциях разных стран именуется неодинаково. В Италии это председатель Совета министров, II Китае — Премьер Государственного совета, в Испании — Председатель Правительства, в Болгарии— министр-председатель, в ФРГ - Федеральный канцлер, во Франции— Премьер-министр и т. п. Глава правительства имеет в нем особый статус. Он предлагает парламенту или главе государства кандидатуры министров, ставит вопрос об их освобождении от должности, а в президентских республиках сам прекращает их полномочия. Он руководит деятельностью правительства и по ряду вопросов олицетворяет его. Например, в президентских республиках президент единолично принимает важные решения в сфере исполнительной власти, а в парламентарных странах премьер-министр ставит вопрос о доверии правительству. 1'сли премьер-министр уходит в отставку, то в отставку, как правило, должно уйти все правительство. Особый статус премьер-министра в правительстве все чаще получает отражение в конституциях зарубежных стран. Например, в ст. 21 Конституции Франции говорится, что «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов... и назначает на гражданские и военные должности. Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам».
|