Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика конституции Великобритании






В конце XVII — начале XVIII вв. был принят комплекс нормативных актов, который в сово­купности с ранее сложившимися обычаями, за­конами, правовыми прецедентами обладал практически всеми признаками конституции в современном понимании этого слова. Сре­ди них следует назвать:

1) Акт для лучшего обеспечения свободы под­данных и для предупреждения заточений за морями (знаменитый НаЬеай Согриз Асt 1679 г.). Этот документ запрещал произволь­ные аресты, устанавливал судебный контроль над задержанными;

2) Билль о правах (1689 г.), окончательно при­знавший парламент законодательным ор­ганом;

3) Акт о престолонаследии (1701 г.), регламен­тирующий статус монарха;

4) Акт о соединении с Шотландией (1706 г.).

В XX в. парламентом были приняты такие важнейшие акты, входящие в состав англий­ской конституции, как статуты, регламентирую­щие избирательное право, структуру и полномо­чия палат парламента, организацию территории и местное самоуправление.

Таких актов парламента, имеющих конститу­ционное значение, насчитывается более 40.

Основной закон Великобритании охваты­вает большое количество разнообразных ис­точников: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрину. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

Особенность конституционных соглашений состоит в том, что они действуют до тех пор, пока с ними согласны их участники. Поэтому наруше­ние обычаев не влечет юридической ответствен­ности. Они не признаются судами, тогда и соблю­дение их рассматривается как приверженность сложившимся столетиями традициям и устоям в стране с высоким уровнем политической и пра­вовой культуры. К их числу можно отнести прави­ло назначения премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, обязательное подписание монархом акта, принятого обеими палатами парламента, процедуру созыва палат парламента и роспуска палаты общин и т. д.

Сегодня действие судебных прецедентов в целом ограничивается исключительно отно­шениями, связанными с привилегиями британ­ской Короны. Они постепенно вытесняются ста­тутами. Кроме того, обязательные прецеденты создаются не любыми судебными органами, а только высшими судами страны — Верхов­ным судом, палатой лордов и тайным советом.

Составной частью британской конституции являются и доктринальные источники — опубликованные мнения известных правоведов по вопросам конституционного права.

34. Парламент Великобритании: структура, правовое положение и полномочия палат

Особенностью функционирования бри­танского парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоот­ношений с правительством остаются урегулиро­ванными конституционными соглашениями и правовыми обычаями.

Британский парламент состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью Парламента считается британский мо­нарх.

Важнейшая особенность парламента заклю­чается также в том, что одна из его палат (палата лордов) формируется по наследству, иными сло­вами, на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом.

Нижняя палата (палата общин) единствен­ный выборный центральный орган государствен­ной власти. Только депутаты этой палаты могут именоваться членами парламента. Избираться в палату может любой британский подданный. Выборы в палату общин проводятся по мажоритар­ной системе относительного большинства.

При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента всех голо-соо избирателей.

Полномочия:

1) принятие законов, бюджета;

2) рассмотрение финансовых биллей;

3) парламентский контроль деятельности пра­вительства.

Только эта палата может выразить последнему недоверие.

36. Монарх Великобритании: правовое положение, прерогативы и роль в государственном механизме.

Монарх рассматривается как часть и законо­дательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти. Монарх олицетворяет символ нации, ста­бильности британской государственности. Он рас­сматривается как глава государственной церкви.

Монарх имеет право на особые государствен­ные регалии и привилегии в соответствии со стату­сом персоны и традициями: корону, мантию, зва­ние, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монархии семьи.

Монарх имеет право созывать и распускать парламент, право подписывать законопроекты, принятые парламентом, право абсолютного вето, право назначать и увольнять министров, главу кабинета, осуществлять руководство вооружен­ными силами, управлять собственностью Коро­ны, жаловать почетные звания, дворянские титу­лы, назначать членов палаты лордов и т. д.

37. Правительство Великобритании: структура, правовое положение и компетенция

Правительство Великобритании — выс­ший политический исполнительный орган, воз­главляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управле­ние. Основная масса законопроектов исходит от правительства.

Британское правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегиро­ванного законодательства. Правительство форми­руется после парламентских выборов с решающим участием парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения недоверия правительству оно должно уйти в отставку.

Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в пала­те общин парламента. Правительство никогда вместе на заседания не собирается. В рам-I Правительства действует Кабинет— гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Назначения в состав Ка­бинета производятся лично Премьер-министром. Именно Кабинет I принимает от имени Правительства все решения. Кабинет существует только на основе обычая. Из числа членов Кабинета образуется I еще более узкая коллегия — внутренний Кабинет, включающий лиц, пользующихся особым доверием Премьер-министра, и обсуждаю­щий наиболее важные вопросы управления.

38. Судебная система Великобритании.

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, до недавнего времени являлись только Палата лордов и Тай­ный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе). В настоящее время идет подготовка к созданию Верховного суда Соединенного

Королевства.

39.Конституция США: порядок принятия и основные черты.

Конституция США была принята 17.09.1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванно­го учредительного органа — Конституционно­го конвента. Через 2 года, 04.03.1789 г., после ратификации 11 из 13 штатов, она вступила в силу. Это основополагающий акт организации государственной власти и закрепления судебно­го механизма защиты основных прав и свобод граждан от посягательств со стороны государ­ственных органов федерального и регионально­го уровней.

Конституция США является консолидиро­ванным по форме и лаконичным по содер­жанию конституционным актом. Она состо­ит из преамбулы (введения), не являющейся его нормативной частью, 7 статей, соответственно регламентирующих статус конгресса США, ста­тус президента, организацию судебной власти федерации, федеративное устройство, про­цедуру изменения, а последние 2 статьи глав­ным образом имеют значение переходных и зак­лючительных положений. Фактически статьи являются главами (разделами) для дифферен­циации конституционных положений.

Неотъемлемой частью Конституции яв­ляются поправки к ней. В Конституцию были вне­сены только 27 поправок. Конституционные по­правки не включаются в основной ее текст, а размещаются после него под соответствую­щим номером.

Американская Конституция является жест­кой, процедура изменения ее существенно затруднена. Для внесения поправки необходи­мо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 де­путатов обеих палат конгресса, либо она при­нимается специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов.

Эти поправки подлежат ратификации (утверж­дению) законодательными собраниями 3/4 шта­тов либо 3/4 конвента штатов, созванным по ре­шению федерального конгресса.

Из более чем 10 тысяч предложений о поправ­ках за весь период существования Конституции конгресс принял 40, но штаты ратифицировали только 27.

Самыми важными являются первые 10 по­правок (Билль о правах и др.), ратифицирован­ные одновременно с самой Конституцией, 12-я, 14-я, 15-я, 17-я, 19-я поправки, касающиеся из­бирательного права, знаменитая 13-я поправка, признававшая бывших рабов-негров граждана­ми США и равенство прав граждан, 22-я поправка, устанавливающая запрет на занятие должности президента одними тем же лицом более двух сро­ков подряд при отсутствии перерыва, а последняя, 27-я, поправка устанавливает усложненный по­рядок повышения размера денежного содержа­ния для сенаторов и членов палаты представи­телей.

Толкование Конституции осуществляют обычные суды, прежде всего Верховный суд США, превратившийся в последнее время в важный инструмент политической системы.

 

40. Конституция Франции 1958 г.: порядок принятия и основные черты.

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной револю­ции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референ­думе, учредила Пятую республику во Франции, за­ложила основы новой организации высших орга­нов государственной власти, которая в научной литературе получила наименование полупрези­дентской (смешанной) формы правления. Впер­вые во французской республиканской истории конституционный текст разрабатывался не учре­дительным собранием, а был делегирован попу­лярному политику — генералу Ш. де Голлю.

Конституция включает в себя три акта:

1) Конституцию 1958 г.;

2) Декларацию прав человека и гражданина 1789г.;

3) преамбулу Конституции 1946г.

Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве кон­ституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

Декларация 1789 г. и преамбула Кон­ституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принци­пов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов объединяющих 85 статей. Два раздела были ис­ключены Конституционным законом 1995 г.

Франция провозглашается правовым, свет­ским, социальным государством.

Большинство конституционных норм регулиру­ют систему публичной власти, в основу которой по­ложен принцип разделения властей. Президент Рес­публики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Законодатель­ная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — органа конституцион­ного контроля. Ряд положений посвящен орга­низации местного самоуправления.

Переходные положения Конституции наделя­ли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов.

Конституция Пятой республики неодно­кратно подвергалась изменениям, Конституция является жесткой. Две процедуры изменения; утверждение конституционного закона на рефе­рендуме и принятие поправок к Конституции Кон­ституционным конгрессом (специально созывае­мым представительным органом). Только после одобрения квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры конститу­ционный закон выносится на референдум.

Наиболее серьезным изменениям француз­ская Конституция подверглась в связи с вступ­лением государства в Европейское сообщест­во и Европейский союз в 1902 г.

Конституция 1958 г. содержит важное усло­вие о недопустимости пересмотра республикан­ской формы правления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал