Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика конституции Великобритании
В конце XVII — начале XVIII вв. был принят комплекс нормативных актов, который в совокупности с ранее сложившимися обычаями, законами, правовыми прецедентами обладал практически всеми признаками конституции в современном понимании этого слова. Среди них следует назвать: 1) Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морями (знаменитый НаЬеай Согриз Асt 1679 г.). Этот документ запрещал произвольные аресты, устанавливал судебный контроль над задержанными; 2) Билль о правах (1689 г.), окончательно признавший парламент законодательным органом; 3) Акт о престолонаследии (1701 г.), регламентирующий статус монарха; 4) Акт о соединении с Шотландией (1706 г.). В XX в. парламентом были приняты такие важнейшие акты, входящие в состав английской конституции, как статуты, регламентирующие избирательное право, структуру и полномочия палат парламента, организацию территории и местное самоуправление. Таких актов парламента, имеющих конституционное значение, насчитывается более 40. Основной закон Великобритании охватывает большое количество разнообразных источников: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрину. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства. Особенность конституционных соглашений состоит в том, что они действуют до тех пор, пока с ними согласны их участники. Поэтому нарушение обычаев не влечет юридической ответственности. Они не признаются судами, тогда и соблюдение их рассматривается как приверженность сложившимся столетиями традициям и устоям в стране с высоким уровнем политической и правовой культуры. К их числу можно отнести правило назначения премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, обязательное подписание монархом акта, принятого обеими палатами парламента, процедуру созыва палат парламента и роспуска палаты общин и т. д. Сегодня действие судебных прецедентов в целом ограничивается исключительно отношениями, связанными с привилегиями британской Короны. Они постепенно вытесняются статутами. Кроме того, обязательные прецеденты создаются не любыми судебными органами, а только высшими судами страны — Верховным судом, палатой лордов и тайным советом. Составной частью британской конституции являются и доктринальные источники — опубликованные мнения известных правоведов по вопросам конституционного права. 34. Парламент Великобритании: структура, правовое положение и полномочия палат Особенностью функционирования британского парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными конституционными соглашениями и правовыми обычаями. Британский парламент состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх. Важнейшая особенность парламента заключается также в том, что одна из его палат (палата лордов) формируется по наследству, иными словами, на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. Нижняя палата (палата общин) единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой палаты могут именоваться членами парламента. Избираться в палату может любой британский подданный. Выборы в палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента всех голо-соо избирателей. Полномочия: 1) принятие законов, бюджета; 2) рассмотрение финансовых биллей; 3) парламентский контроль деятельности правительства. Только эта палата может выразить последнему недоверие. 36. Монарх Великобритании: правовое положение, прерогативы и роль в государственном механизме. Монарх рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвей власти. Монарх олицетворяет символ нации, стабильности британской государственности. Он рассматривается как глава государственной церкви. Монарх имеет право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корону, мантию, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монархии семьи. Монарх имеет право созывать и распускать парламент, право подписывать законопроекты, принятые парламентом, право абсолютного вето, право назначать и увольнять министров, главу кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управлять собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов палаты лордов и т. д. 37. Правительство Великобритании: структура, правовое положение и компетенция Правительство Великобритании — высший политический исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. Основная масса законопроектов исходит от правительства. Британское правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегированного законодательства. Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения недоверия правительству оно должно уйти в отставку. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в палате общин парламента. Правительство никогда вместе на заседания не собирается. В рам-I Правительства действует Кабинет— гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Назначения в состав Кабинета производятся лично Премьер-министром. Именно Кабинет I принимает от имени Правительства все решения. Кабинет существует только на основе обычая. Из числа членов Кабинета образуется I еще более узкая коллегия — внутренний Кабинет, включающий лиц, пользующихся особым доверием Премьер-министра, и обсуждающий наиболее важные вопросы управления. 38. Судебная система Великобритании. Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, до недавнего времени являлись только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе). В настоящее время идет подготовка к созданию Верховного суда Соединенного Королевства. 39.Конституция США: порядок принятия и основные черты. Конституция США была принята 17.09.1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа — Конституционного конвента. Через 2 года, 04.03.1789 г., после ратификации 11 из 13 штатов, она вступила в силу. Это основополагающий акт организации государственной власти и закрепления судебного механизма защиты основных прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов федерального и регионального уровней. Конституция США является консолидированным по форме и лаконичным по содержанию конституционным актом. Она состоит из преамбулы (введения), не являющейся его нормативной частью, 7 статей, соответственно регламентирующих статус конгресса США, статус президента, организацию судебной власти федерации, федеративное устройство, процедуру изменения, а последние 2 статьи главным образом имеют значение переходных и заключительных положений. Фактически статьи являются главами (разделами) для дифференциации конституционных положений. Неотъемлемой частью Конституции являются поправки к ней. В Конституцию были внесены только 27 поправок. Конституционные поправки не включаются в основной ее текст, а размещаются после него под соответствующим номером. Американская Конституция является жесткой, процедура изменения ее существенно затруднена. Для внесения поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 депутатов обеих палат конгресса, либо она принимается специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов. Эти поправки подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванным по решению федерального конгресса. Из более чем 10 тысяч предложений о поправках за весь период существования Конституции конгресс принял 40, но штаты ратифицировали только 27. Самыми важными являются первые 10 поправок (Билль о правах и др.), ратифицированные одновременно с самой Конституцией, 12-я, 14-я, 15-я, 17-я, 19-я поправки, касающиеся избирательного права, знаменитая 13-я поправка, признававшая бывших рабов-негров гражданами США и равенство прав граждан, 22-я поправка, устанавливающая запрет на занятие должности президента одними тем же лицом более двух сроков подряд при отсутствии перерыва, а последняя, 27-я, поправка устанавливает усложненный порядок повышения размера денежного содержания для сенаторов и членов палаты представителей. Толкование Конституции осуществляют обычные суды, прежде всего Верховный суд США, превратившийся в последнее время в важный инструмент политической системы.
40. Конституция Франции 1958 г.: порядок принятия и основные черты. Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий. Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую республику во Франции, заложила основы новой организации высших органов государственной власти, которая в научной литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления. Впервые во французской республиканской истории конституционный текст разрабатывался не учредительным собранием, а был делегирован популярному политику — генералу Ш. де Голлю. Конституция включает в себя три акта: 1) Конституцию 1958 г.; 2) Декларацию прав человека и гражданина 1789г.; 3) преамбулу Конституции 1946г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г. Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти. В действующей редакции Конституция 1958г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены Конституционным законом 1995 г. Франция провозглашается правовым, светским, социальным государством. Большинство конституционных норм регулируют систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления. Переходные положения Конституции наделяли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов. Конституция Пятой республики неоднократно подвергалась изменениям, Конституция является жесткой. Две процедуры изменения; утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституционным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Только после одобрения квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры конституционный закон выносится на референдум. Наиболее серьезным изменениям французская Конституция подверглась в связи с вступлением государства в Европейское сообщество и Европейский союз в 1902 г. Конституция 1958 г. содержит важное условие о недопустимости пересмотра республиканской формы правления.
|