Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения логопедического обследования детей с нарушением зрения






Прежде чем приступать к логопедическому обследованию и коррекционной работе с детьми с н.з. необходимо:

1.Понаблюдать за ребенком на занятие, уроке, в режимные моменты;

2.Постараться установить контакт;

3.Выяснить у родителей все о развитии ребенка, его заболевании.

Дети с нарушением зрения представляют большую разнообразную группу, как по характеристике состояния здоровья, так и по происхождению заболевания и условиям социального развития. Особое значение придается организации места проведения логопедического обследования, выбору адекватных методик и соответствующему наглядному материалу.

Специфические требования к проведению обследования.

1. Ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 мин. В младшем и 15-20 мин в старшем дошкольном и мл. школьном возрастах).

2. Смена видов деятельности на деятельность не связанную с напряжением зрит ап-та., наблюдением.

3. Особое требование к наглядному материалу.

4. Соответствующая освещенность кабинета.

В качестве наглядного материала могут быть использованы реальные объекты, также предметы с объемными формами, рельефными изображениями, силуэты и др. картинки выполненные в различной цветовой гамме.

Стимульный материал должен быть контрастным по отношению к фону (контрастность составляет 60-100%). Дети различают лучше черные объекты на белом фоне, чем наоборот. Цвет стимульного материала должен соответствовать реальному цвету объектов. На изображениях должны быть четко выделены передний, средний и дальний планы.

В цветовой гамме желательно использовать желтые, красные, оранжевые и зеленые тона. Расстояние от глаз ребенка до предметов должно составлять 30-35 см.(для слабовидящих) и для слепых детей в зависимости от остроты остаточного зрения.

Еще одной особенностью явл. Увеличение времени на манипулирование со стимульным материалом, в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2-10 раз.

При обследовании двигательных навыков учитывается общая результативность выполнения а не быстрота и точность движений (это касается обследования артик-й моторики, мелкой и общей). Время отведенное на выполнение упр-й увеличивается. При обслед-и речи предварительно выясняется у ребенка сформированность реальных представлений соответствующих словесному материалу.

Часто у детей с нар-ми з-я отсутствуют полноценные представления о многих окружающих предметах. Следовательно очень часто оказывается ограниченным словарный запас, не сформированным грамматический строй, связная речь бедна.

При использовании игр предварительно выясняется знает ли ребенок их названия, части. Нужно учитывать при обследовании отсутствие процесса подражания у слепых детей и трудности его формированияу детей с глубоким н.з.. Следует производить на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия со взрослым.

После окончания обс-я на каждого р-ка заполняется речевая карта и составляется план индивидуально-коррекционной работы на год.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал