Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон отрицания отрицания. Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое-
Гегель полагал, что в процессе развития системного целого происходит свое- образное " наследование" последующими состояниями (качественными опреде- ленностями) системы некоторых характеристик, возникающих на предшест- вующих стадиях существования системы. Это " наследование" заключается в сохранении позитивных (положительных) моментов старого качества, кото- рые могут служить эффективному существованию нового качества. Процесс развития приобретает, следовательно, общую направленность, кото- рая задается структурой движения от одного качественного состояния системы к другому. Когда исходное качество переходит в новое, происходит отрица- ние старого качества новым, поскольку развивающееся системное целое при- обретает характеристики, прямо противоположные исходным. Но новый цикл развития сопровождается уже новым отрицанием, т.е. отрицанием (предыду- щего) отрицания. В данном случае возникает такая структура развития (Рис. 6):
ТЕЗИС (Системное целое имеет некоторое исходное качественное состояние) АНТИТЕЗИС (Системное целое переходит в качественное состояние, прямо противоположное исходному качеству)
Р и с. 6. СИНТЕЗ (Системное целое объединяет характеристики исходого и противоположного исходному качественных состояний)
Закон отрицания отрицания - наиболее сложный и многоаспектный закон, по- скольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса. Развитие предмета - это всегда отрицание своих прежних форм существования. Одновременно отрицание " прежних форм существования" приводит к становле- нию такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрица- ется. Первое отрицание еще не дает е д и н с т в а процесса развития. Единст- во и законченность цикла развития появляется через второе отрицание (отрица-
ние отрицания), причем единство процесса развития опирается на " удержание позитивного" (Рис. 6). НОВОЕ КАЧЕСТВО как единство «старого» и «нового»
НОВОЕ, как противоположное исходному, КАЧЕСТВО
СКАЧОК, как ИСХОДНОЕ первое отрицание КАЧЕСТВО
Исходный этап 1 этап
Р и с. 7. СИНТЕЗ, как отрицание отрицания
СКАЧОК, как второе отрицание
Этап
Процесс развития совершается не как прямое линейное движение, переход " по цепочке" от одного к другому. Процесс развития " замкнут" сам на себя как некоторое системное единство. Гегель писал: " Всеобщее составляет основу, поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое течение от некоторого другого к некоторому другому. На каждой ступени даль- нейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующе- го содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, но несет с собой все приобретенное, и обогащается и уплотняется внутри себя". " Обогащение", " удержание позитивного" как результат целостного развития системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качествен- ных состояний - исходного качества (" тезис") и противоположного исходному качества (" антитезис"). Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противопо- ложных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на этапе " отрицания отрицания" и приводит к формированию нового содержатель- ного единства (Рис. 7). Таким образом, общее направление развития оказывается заложенным в исходном качестве системного целого. Закон отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития первый этап является результатом отрицания, а второй этап - результатом двойного отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, ха- рактеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как синтез " старого" и " нового".
106
Диалектика и синергетика. Классическая наука XVII - XIX вв. представля- ла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие. Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акценти- руя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость, неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) разви- тие. Недостаточность логико-методологических построений классической науки особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция системы происходит в сторону “рассеивания” энергии, установления однородно- сти, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсаль- ность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса. Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания ре- альности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать сис- тему связей “интеграция - дезинтеграция”, “дифференциация - дедифференциа- ция”. Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризо- вать только через диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия одно- родных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно пред- ставить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов системы и установлением новых интегральных связей между ними. Таким образом, именно потребности развития современного научного знания актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким освоением диа- лектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, “переоткрыва- ется”. Ученые -”естественники” создают собственные логико-методологические (философско-методологические) подходы, по существу родственные диалекти- ческому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может служить синергетика. Синергетика - это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее общие закономерности и прин- ципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин “си- нергетика” (от греч. “совместное действие”, “сотрудничество”) был введен Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем раз- личной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образо- вание макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд-
ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до позна- ния и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике придается именно широкий философско-методологический статус. Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синер- гетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоор- ганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко созданную синергетикой “базовую модель” процесса самоорганизации (самораз- вития) можно представить следующим образом. Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая сис- тема - это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система облада- ет “источниками” (зонами “подпитки” извне, что способствует росту, струк- турному усложнению) и “стоками” (зонами “сброса”, в результате чего проис- ходит обеднение, структурное упрощение).
|