Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Очерки истории философии. 9 страница







кой мысли и разума", классическая философия стремится избавиться от


письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мыс-


ли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов,


Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. " расколдование"


от логицизма и рационализма в их построении и истолковании.


Еще более радикальную позицию занимает французский философ Ми-


шель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо-

 

 



 


бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фу-


ко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокуп-


ность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации исто-


рии лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным


фактам, выступают в качестве фактов исторических.


Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста


позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой


интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывно-


сти истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время


как традиционная история " видела свою задачу в определении отношений


(простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и


датированными событиями, - пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в ус-


тановлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда".


Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, ко-


торые несводимы одна к другой и обозначаются как " эпистема" - проникаю-


щая дискурсивность (от лат. discursus - рассуждение, довод; в постструкту-


рализме и деконструктивизме - " речь", " языковое мышление"), от которой мы


не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистé ма (франц. ерis-


té me) - главное понятие книги Фуко " Слова и вещи. Археология гуманитар-


ного знания" (1966). Эпистемы - исторически изменяющиеся структуры, " ис-


торические априори", которые определяют, будучи сами скрыты от непо-


средственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori - лат.:


независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и куль-


туры в конкретный исторический период.


В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы:


возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и


современная (с конца ХVIII - начала XIX в. и по настоящее время). Основной


упорядочивающий принцип - это соотношение между " словами" и " вещами".


Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной


эпохи.


Для Возрождения характерным является тождественность " слов" и " ве-


щей", классический рационализм характеризуется тем, что " слова" и " вещи"


опосредованы мыслительными представлениями, а современность характе-


ризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические фак-


торы опосредуют " слова" и " вещи". Каждая эпистема не сводима к другой и


не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее прин-


ципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наи-


более адекватно реализуется в понятии " безумие", что позволяет дать совер-


шенно иное от традиционного рассмотрение истории.


А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор


развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в послед-


ние годы его жизни (" История сексуальности" в 3 томах, 1976-1984). Причём


Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как


естественную, только природную данность, существующую независимо от

 

 



 


властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е.


формируют в обществе отношения между полами.


Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского


литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконст-


руктивизме Барта является " смерть автора". Если для герменевтики, как


уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных


условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а


автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ " не


ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не


стремится выяснить, чем детерминирован данный текст… цель состоит ско-


рее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтексто-


вом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный


смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цель - помыслить,


вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означи-


вания".

 


Постмодернизм (лат. post - после и модернизм) выступает как синтез


постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ-


кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного


сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело-


века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа-


лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что


получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от


франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью


разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено-


менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, " чистое"


(элитарное) и массовое искусство и т.д.


Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет


следующие главные принципы и ценности постмодернизма.


1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста-


новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп-


ций.


2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето-


дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине-


ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, " выре-


зок" и " врезок", в акцентировании " разломов", " краев" и т.д.


3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус-


тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает


" смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его " отцовской власти" и попечи-


тельства над читателем.


4. Постмодернизм возвещает о " смерти субъекта". Традиционно по-


нимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и пе-


реживания, лишается своей мнимой " глубины". Современный человек не


имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать

 

 



 


" толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как


в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя


при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой


момент можно " выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу-


щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас-


сического романа, а также вновь с любого момента " войти" в него.


5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре-


ально " показано", " изображено", " иконизировано".


6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих


игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и


искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества.


7. " Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч-


ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и


методов других жанров (" плагиаризм").


8. " Карнавализация", под которой имеется в виду " радостная релятив-


ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, " сумасшедшая


чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий " имманентный (внутрен-


ний, непроизвольный) смех" и т.п.


9. Равное " участие в игре", под которым подразумевается равное " пред-


ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст-


вие назидательности, морализаторства и т.п.


10. " Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на-


звать " сборкой", " разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост-


модернизм с " техническим конструированием".


Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило-


софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест-


ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия,


высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо-


ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие,


которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия


рас-согласования и разно-гласия.

 



 


Глава 3. Философская методология:



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал