Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Очерки истории философии. 9 страница
кой мысли и разума", классическая философия стремится избавиться от письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мыс- ли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов, Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. " расколдование" от логицизма и рационализма в их построении и истолковании. Еще более радикальную позицию занимает французский философ Ми- шель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо-
бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фу- ко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокуп- ность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации исто- рии лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным фактам, выступают в качестве фактов исторических. Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывно- сти истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время как традиционная история " видела свою задачу в определении отношений (простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и датированными событиями, - пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в ус- тановлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда". Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, ко- торые несводимы одна к другой и обозначаются как " эпистема" - проникаю- щая дискурсивность (от лат. discursus - рассуждение, довод; в постструкту- рализме и деконструктивизме - " речь", " языковое мышление"), от которой мы не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистé ма (франц. ерis- té me) - главное понятие книги Фуко " Слова и вещи. Археология гуманитар- ного знания" (1966). Эпистемы - исторически изменяющиеся структуры, " ис- торические априори", которые определяют, будучи сами скрыты от непо- средственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori - лат.: независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и куль- туры в конкретный исторический период. В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы: возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и современная (с конца ХVIII - начала XIX в. и по настоящее время). Основной упорядочивающий принцип - это соотношение между " словами" и " вещами". Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной эпохи. Для Возрождения характерным является тождественность " слов" и " ве- щей", классический рационализм характеризуется тем, что " слова" и " вещи" опосредованы мыслительными представлениями, а современность характе- ризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические фак- торы опосредуют " слова" и " вещи". Каждая эпистема не сводима к другой и не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее прин- ципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наи- более адекватно реализуется в понятии " безумие", что позволяет дать совер- шенно иное от традиционного рассмотрение истории. А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в послед- ние годы его жизни (" История сексуальности" в 3 томах, 1976-1984). Причём Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как естественную, только природную данность, существующую независимо от
властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е. формируют в обществе отношения между полами. Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконст- руктивизме Барта является " смерть автора". Если для герменевтики, как уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ " не ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст… цель состоит ско- рее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтексто- вом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цель - помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означи- вания".
Постмодернизм (лат. post - после и модернизм) выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ- кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело- века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа- лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено- менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, " чистое" (элитарное) и массовое искусство и т.д. Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет следующие главные принципы и ценности постмодернизма. 1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста- новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп- ций. 2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето- дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине- ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, " выре- зок" и " врезок", в акцентировании " разломов", " краев" и т.д. 3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус- тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает " смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его " отцовской власти" и попечи- тельства над читателем. 4. Постмодернизм возвещает о " смерти субъекта". Традиционно по- нимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и пе- реживания, лишается своей мнимой " глубины". Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать
" толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой момент можно " выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу- щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас- сического романа, а также вновь с любого момента " войти" в него. 5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре- ально " показано", " изображено", " иконизировано". 6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества. 7. " Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч- ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и методов других жанров (" плагиаризм"). 8. " Карнавализация", под которой имеется в виду " радостная релятив- ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, " сумасшедшая чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий " имманентный (внутрен- ний, непроизвольный) смех" и т.п. 9. Равное " участие в игре", под которым подразумевается равное " пред- ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст- вие назидательности, морализаторства и т.п. 10. " Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на- звать " сборкой", " разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост- модернизм с " техническим конструированием". Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило- софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест- ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия, высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо- ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие, которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия рас-согласования и разно-гласия.
Глава 3. Философская методология:
|