Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Очерки истории философии. 7 страница
ношений, характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону производственные отношения определяются производительны- ми силами и выступают как определенные социальные формы их развития. Но, развиваясь, производительные силы перерастают рамки сущест- вующих производственных отношений, и последние тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Нарастает противоречие между производи- тельными силами и производственными отношениями, переходящее в кон- фликт. Он, согласно К. Марксу, разрешается социальной революцией, унич- тожающей старые и утверждающей новые производственные отношения, но- вый способ производства. Исходя из материалистического понимания истории К. Маркс выдвигает и обосновывает свою теорию исторического прогресса. ядром ее является «формационный» подход к историческому развитию. Маркс применяет в ис- следовании исторического развития диалектический метод повторяемости и обновления, следуя которому выделяет общее и особенное в социальном строе различных стран в разные исторические периоды и обобщает их со-
стояния в одно основное понятие – общественно-экономическая формация – это тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером. Маркс и Энгельс вычленяют пять общественно-экономических форма- ций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистиче- ская и коммунистическая. Каждая последующая формация является более прогрессивной в области экономики, культуры, быта и других сторон чело- веческой жизни по сравнению с предыдущей. По мысли основоположников марксизма силой развития общества всегда был и будет народ. А результаты присваивали себе те или другие классы эксплуататоров. Первобытнообщин- ный строй – первая неантагонистическая формация. Последующие три фор- мации являются классовыми и антагонистическими. Буржуазные производ- ственные отношения Маркс считал последней антагонистической формаци- ей. На смену ей должна прийти коммунистическая фармация, которая по мысли Маркса и Энгельса открывает подлинно человеческую историю. Пе- реход от одной общественно-экономической фармации к последующей осу- ществляется революционным путем, т.е. путем насилия. Мера насилия зави- сит от силы сопротивления свергаемого господствующего класса и строя. Возможность обратного движения общества Маркс и Энгельс допускали только в виде временного зигзага. Переход от антагонистических фармаций к коммунистической Маркс и Энгельс считали особенно сложным ввиду полной, категорической смены всех сторон общественной жизни. Они утверждали, что с одной стороны у пролетариата нет иного пути, ибо капитализм неизбежно доведет его до пол- ной «пауперизации». С другой стороны капиталисты теряют все. Острота противоречий неизбежно должна привести к особенно острой борьбе. Учи- тывая это, Маркс и Энгельс утверждали, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех странах или, опять же одно- временно, в большинстве наиболее развитых капиталистических странах. После победы социалистической революции неизбежен переходный пе- риод от капитализма к коммунизму. На протяжении этого периода для окон- чательного подавления сопротивления свергнутых классов необходима дик- татура пролетариата. Сама коммунистическая фармация должна состоять из двух фаз: а) социализм, б) коммунизм. Первая фаза опять же переходная с распределением материальных благ и духовных ценностей по труду. Вторая фаза – высший уровень производства и культуры, бесклассовое общество с распределением по потребностям. В настоящее время формационный подход к истории К. Маркса и Ф. Эн- гельса подвергается критике. Ему противопоставляется цивилизационный подход. Суть его в том, что, во-первых, по мнению сторонников этого подхо- да, история развивается не скачкообразно, а эволюционно, постепенно. Во- вторых, ведущее место в общественном прогрессе играет не экономика, а культура в самом широком смысле этого слова. В-третьих, не меньшую, а в
определенных случаях большую роль в общественном процессе, играют не объективные, а субъективные факторы. Некоторые сторонники этой позиции – С. Кара-Мурза и другие утверждают, что в природе все происходит по объ- ективным законам, а в обществе такие законы не действуют. Это не ново. Та- кую позицию уже давно отстаивали французские просветители и русские на- родники. По существу обе позиции имеют свои плюсы и минусы. Формационный подход: минусы – не все указанные Марксом фармации проявились во всех странах мира, фетишизация экономики. Цивилизационный подход: минусы – сплошная эволюционность в общественном прогрессе, необоснованное пре- увеличение субъективного фактора. И разве можно назвать цивилизацией господство фашизма в Германии 30-х – 40-х годов, атомную бомбардировку Японии, подготовленную человечеством угрозу атомной войны, экологиче- ского кризиса, небывалый размах терроризма и наркомании. Но обе позиции имеют и несомненные плюсы. Формационный подход – конкретность и обоснованность. Цивилизационный подход – ведущая роль культуры в ши- роком смысле слова, включающей в себя и экономику. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса сложились два направления мар- ксизма. Ведущими идеологами первого направления стали Э. Бернштейн (1850 – 1932 гг.) и Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) Ведущим идеологом вто- рого был В.И. Ленин (1870 – 1924 г.г.) Последователями Бернштейна и Каут- ского являются правые социал-демократические партии современности. По- следователями Ленина – коммунистические партии. Э. Бернштейн утверждал, что марксизм устарел и предлагал вернуться к философии Канта. Выступал с критикой всей системы марксизма. Пытался опровергнуть теорию стоимости и обнищания масс. Выступал против проле- тарской революции и диктатуры пролетариата, вообще против насилия и ка- тастрофизма. Утверждал, что пролетарская революция может привести к хаосу и разрушению производительных сил, что пролетариат не способен ор- ганизовать производство. Отрицал возможность построения социализма. Со- циализм, по его мнению, это только идеал. Отстаивал программу постепен- ных реформ и компромиссов с целью улучшения положения рабочего класса под лозунгом: «Движение всё, конечная цель - ничто». Карл Каутский (1854 – 1938 г.г.) был несколько ближе к марксизму, чем Бернштейн. Он, по его словам, пытался систематизировать и осовременить философские и социально-политические идеи Маркса. Но ряд основных принципов марксизма отвергал. Не принимал большевизм. Каутский отрицал партийность философии. Доказывал совместимость научного социализма и немарксистских философских систем. Отрицал связь между господством монополий и политикой империализма. Выдвигал тео- рию «ультраимпериализма», как перспективу развития новой фазы капита- лизма, свободной от ряда негативных сторон, присущих капитализму совре- менному К. Марксу. Отрицал неизбежность пролетарской революции. Ок- тябрьскую революцию в России встретил враждебно. Был против диктатуры
пролетариата. Противопоставлял ей «последовательную» демократию. Более или менее ортодоксальными последователями этого направления являются социал-демократические партии современности. Ведущим идеологом другого направления признан Владимир Ильич Ле- нин (1870 – 1924 гг.) Ленин - ортодоксальный марксист. Вёл решительную борьбу против Бернштейна, Каутского и их последователей. Он развивал теорию К. Маркса и Ф. Энгельса в плане ускорения пролетарской революции и ужесточения диктатуры пролетариата в условиях враждебного капитали- стического окружения. Ленин беспощадно критиковал идеализм и контрреволюцию. Развивая позиции К. Маркса и Ф. Энгельса, создал теорию социалистической револю- ции. Он доказывал, что в новых исторических условиях начала ХХ века со- циалистическая революция может победить и в одной отдельно взятой стра- не, даже если эта страна не относится к числу наиболее развитых капитали- стических стран. Для этого, по Ленину, необходима последовательно мар- ксистская партия пролетариата. Ленин создал такую партию и руководил Октябрьской революцией. Ленин создал план социалистического строительства в одной отдельно взятой стране. Существенной позицией этого плана была разработка новой экономической политики (НЭП), в которой содержались основные положе- ния плана современных реформ, к сожалению не реализованных в СССР 20-х – 30-х годов. Последователями Ленина в большей или меньшей мере являются совре- менные коммунистические партии.
Современная Западная философия. Многообразие направлений клас- сической философии так или иначе связывалось в единое целое приоритетом разума, рационалистическими построениями благоустройства общественной жизни. Начиная с середины XIX века и особенно в ХХ веке общефилософ- ский стержень рационализма разрушается, оформляются отдельные само- стоятельные философские направления, связывающие себя с проблематикой внерациональных (бессознательных, интуитивных, оценочных) факторов фи- лософского понимания бытия; с анализом языка, ставшего частью жизненно- го мира человека; с искусством и теорией толкования текста; с поиском чис- того сознания, освобожденного от предметного содержания; с обнаружением скрытых смыслов феноменов культуры, лишенных своего рационального обоснования и т.д. Всё это и становится предметом нашего рассмотрения. " Философия жизни": А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Прежде всего, что представляет собой понятие " жизнь", которое " вводится" филосо- фией жизни и которому придается философский статус. В данном понятии можно выделить три содержательных начала. Жизнь, во-первых, это своеоб- разная органическая целостность, внутри которой еще нет различения мате- рии и духа, бытия и сознания. Жизнь, во-вторых, это некий хаос, некая кос- мическая сила, обладающая огромным творческим потенциалом, и в которой
скрыта заранее определенная судьба. Жизнь, в-третьих, улавливается, по- стигается с помощью интуиции, а вовсе не силой разума. С помощью этого понятия философия жизни противопоставляет себя всей предшествующей философской традиции, сводя счеты с гегелевским панлогизмом. Родоначальником " философии жизни" принято считать немецкого фило- софа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Мир, по Шопенгауэру, есть проявле- ние единственной и единой, " слепой" и могучей силы - бессознательной во- ли. Основное произведение А. Шопенгауэра так и называется " Мир как воля и представление". Все пронизано слепым инстинктом воли, приобретающем в своем всемогуществе космическое начало. Пока воля существует, сохраня- ется и Вселенная. В природе воля просыпается для самосознания своей силы и могущества и достигает наивысшей ступени развития в человеке. В жизни человека и в истории общества, как считает Шопенгауэр, нет развития: во все времена происходит одно и то же (" история повторяется"), в крайнем случае, само повторение происходит по-разному. Чем больше просыпается самосоз- нание (и, тем самым, ярость) воли, тем больше страдания человека и сильнее череда общественных потрясений, постоянно воспроизводящихся в различ- ных проявлениях. Ведь воля - это неизменное " вожделение" (желание, стрем- ление), постоянно неудовлетворенная " страсть" бытия. Как только человек достигает цели, он тут же стремится к новой, разру- шающей прежде достигнутое. Поэтому степень страданий человека зависит не столько от внешних ударов судьбы, сколько от того, насколько он готов воспринять ее удары, когда " просыпается" ярость воли. Где же выход? В осознании того, что находящийся под властью страстей человек становится свободным лишь тогда, когда он освобождается от всех желаний. Избавление от страданий, причиняемых слепым роком судьбы, заключается в саморас- творении в ничто, в конечном счете в буддийской нирване, к чему и пришел в своих размышлениях А. Шопенгауэр. " Философия воли" немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) опиралась на несколько иные основания. Он исходил из того, что традицион- но сложившиеся в мире ценности потеряли свое содержание, настало время пересмотра всех ценностей. " Бог умер", - провозглашает в центральном про- изведении " Так говорил Заратустра" Ф. Ницше. А если " Бог умер", то при- дать ценность самому себе и всему в мире может лишь человек. Но обычный средний человек не способен к этому. Лишь нравственно и интеллектуально независимый сверхчеловек в состоянии это сделать. Сверхчеловек не лице- мерит, он как бы сохраняет (вынашивает в себе) первобытные инстинкты варварства, еще не испорченного цивилизацией. Сверхчеловек возвышается над массой людей. Сфера существования сверхчеловека это не низкопробная массовая цивилизация, а культура высо- кого ранга, подобная той, что была в античной Греции. Без рабства нет куль- туры, только властвуя над слугами, сверхчеловек создает культуру высшего класса. Мораль сверхчеловека - это высшая мораль, " мораль господина", принципиально отличающаяся от рабской морали (еще Гегель противопос-
тавлял греческую культуру " несчастному сознанию" христианства). Мораль господина - выше принятых представлений о добре и зле, ее единственной побудительной силой является " воля к власти". Эта " воля к власти" пронизывает весь мир, и в этой своей силе и всеох- ватности осознается и принимается сверхчеловеком. Если Шопенгауэр видел решение проблемы в отказе от воли, в полной пассивности, то Ницше, напро- тив, воспевает героические поступки. По Ницше, в мире проявляется закон " вечного возвращения". События, которые мы вновь и вновь переживаем, - одни и те же, на арену жизни выходят одинаковые герои и одинаково трус- ливые люди. Это " вечное возвращение", по Ницше, и оправдывает необходи- мость существования сверхчеловека, его нравственно одинокое подвижниче- ство среди массы трусливых людей. Ницше как бы предугадывает те всеох- ватывающие тенденции, которые начинают проявляться в конце XIX - начале ХХ столетия и которые привели к грандиозным потрясениям и к сильнейшим внутренним переосмыслениям нравственных начал бытия человека. И, в заключение, об Анри Бергсоне (1859-1941), французском философе жизни. По мнению А. Бергсона, мир в основе своей совершенно иррациона- лен, и человек должен быть носителем не только интеллекта, но и живой во- ли к творчеству. Иррациональность " потока жизни" постигается только с помощью интуиции. А. Бергсон подчеркивал, что замысел жизни, единое движение, пробегающее по ее линиям, связывающее их между собой и при- дающее им смысл, ускользает от нашего разума. Интуиция же хочет и долж- на одним взором охватить все многообразие явлений как единое целое и, тем самым, сполна приобщает это единое целое к миру знаний. Интуиция представляет для А. Бергсона непосредственную, самоё себя постигающую и действительную жизнь, как самоё себя созерцающую волю. Если в свободном акте творческой фантазии Бог являет нам свою жизнь, то с помощью интуиции мы повторяем его творческий акт (и в этом смысле мы и являемся " образом и подобием Бога"). В книге " Творческая эволюция" А. Бергсон раскрывает движущую силу философии жизни, заключающуюся в желании доставить вечно расширяющейся и просвещающей, творящей и со- зерцающей личности принадлежащее ей по праву место в общей картине ми- ра. Философия А. Бергсона " есть оппозиция против механизирования и ове- ществления мира, реакция против холодной рассудочной работы математи- ческого естествознания и протест против обезличивания и обесценивания жизни". Экзистенциалисткая проблематика С. Кьеркегора. Современный экзи- стенциализм: К. Ясперс и М. Хайдеггер; А. Камю и Ж.-П. Сартр. Экзистен- циализм - наиболее яркий и последовательный иррационализм. Крупнейшие представители экзистенциализма - Сёрен Кьеркегор (1813-1855) в Дании, Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976) в Германии, Аль- бер Камю (1913-1960) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) во Франции. Экзистенциализм философски выражает глубокие потрясения европей- ской цивилизации, наиболее полно проявившиеся в первой половине ХХ ве-
ка. У поколения интеллигенции, перенесшей первую мировую войну войну, обманчивую стабильность 20-30-х годов, фашизм и гитлеровскую оккупа- цию, экзистенциализм вызвал интерес прежде всего тем, что эта философия обратилась к проблеме кризисных ситуаций (" хождение по мукам") для чело- века, претерпевающего жестокие социальные потрясения и испытания, обна- ружившего свою " заброшенность" (излюбленное выражение М. Хайдеггера) в иррациональный, не контролируемый им поток событий. События этого периода европейской истории обнаружили неустойчивость, хрупкость, не- устранимую конечность всякого человеческого существования, и не только индивидуального, но и родового. Отсюда самым адекватным и глубоким зна- нием о природе человека экзистенциализм признает осознание (" тревогу", " страх", " отчаяние") человеком собственной смертности и несовершенства. Центральное место в философии экзистенциализма (философии су- ществования) занимает понятие экзистенции (лат. exsistentia - суще- ствование). Под экзистенцией понимается специфический человеческий спо- соб бытия, в корне отличающийся и от вещественного предметного мира, и от сверхчувственного бытия " по ту сторону" социально-природной реально- сти. Отсюда существование понимается как " промежуточное" бытие, прояв- ляющееся в своей подлинной реальности за порогом сознания, никогда не становящееся предметом понятийного мышления. Подлинно реальное суще- ствование может быть лишь пережито человеком " изнутри" как особое " экзи- стенциальное озарение" (К. Ясперс) или же как эмоциональное " понимание", опирающееся на интуицию (М. Хайдеггер). Отождествляя человеческое существование с переживанием суще- ствования, экзистенциалисты утверждают, что не всё, чем человек живет, есть существование. Когда человек трудится, отдыхает, учится и т.д. - это лишь внешнее, не подлинное существование. Чтобы приблизиться к собст- венно существованию, необходимо, согласно экзистенциализму, " заключить внешний мир в скобки", т.е. решительно отвлечься от него, замкнуться в рамках своего внутреннего " Я". Надо отвлечься и от того, что человек полу- чает из внешнего мира благодаря опыту, образованию и пр. Вот тогда суще- ствование человека окажется подлинным, в то время как в обществе человек ведет неподлинное (отчуждённое) существование. Это отчуждение (иллюзию того, что мир вещей определяет мир человека) нужно преодолеть. А для это- го, как считают экзистенциалисты, следует заглянуть в глаза смерти, т.е. со- средоточиться на осознании собственной неустранимой смертности. Смерть - это то, перед чем человек сбрасывает покровы отчуждения. Существование есть бытие к смерти; существовать в мире - значит существовать для смерти; человек лишь перед смертью освобождается от оков отчуждения. Это освобождение не означает, что человек куда-то девается из мира бытия, экзистенциализм о потустороннем не говорит. Просто в предельной (" пограничной") ситуации человек отдает себе отчет в том, что его существо- вание и есть бытие в мире, бытие " здесь и теперь", а не какое-то абстрактное, отдельное от человека бытие вещей (природных и социальных). Существова-
ние человека должно обязательно включаться в определение бытия; сущест- вование человека есть событие с миром вещей и с миром событий. И здесь нам надо обратиться к отдельным философам экзистенциалистам и, прежде всего к С. Кьеркегору, заложившему принципиальные основания философии существования. Центральной проблемой своей философии Кьеркегор считал проблему выбора. Выбор необходим, решайся: " или-или". Сама ситуация выбора " по- трясает" душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу личности. По Кьеркегору, человек многообразен в силу многообразия своей жизнедеятельности, в этом смысле свободен в своих поступках, обладает свободой воли. Но свобода в проявлении жизнедеятельности ставит человека перед необходимостью выбора. Кроме человека некому решать, куда напра- вить свою волю, и поэтому выбор неизбежен; границей свободы субъекта яв- ляется проблема выбора, это его экзистенциальная характеристика - " или- или", на языке Кьеркегора. Неизбежность выбора, принятие решения несет трагедию, психическое переживание. Выбор навязан человеку извне (Богом ли, обществом ли), человек " заставлен" выбирать независимо от того, хочет он этого или нет. Любой выбор глубоко безразличен существованию: сделае- те ли вы то или другое, вы одинаково раскаятесь (" или-или" безразлично). И в этом мука и проклятие человека. И все же выбор необходим, выбор при этом процесс неотлагаемый, срочный, мгновенный. И в этом смысле - экзи- стенциален. В произведении " Наслаждение и долг" Кьеркегор пишет: " Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли… насту- пит, наконец, минута, когда более и речи не может быть о выборе… за чело- века выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, своё Я". Здесь можно вспомнить слова Гамлета в трагедии Шекспира: " Нас трусом делает разду- мье". Но если выбор состоялся, если человек осознал свое назначение, то это величайший по смыслу и содержанию этап его жизни: человек сам чувствует важность, серьезность и бесповоротность совершившегося. Человек выбрал самого себя! Обратимся к К. Ясперсу. К. Ясперс ввел в философию экзистенциализма понятие " пограничной ситуации " и связанное с ним понятие " раковины ", или " футляра ". Человек в целях самосохранения живет как бы в " раковине", пря- чась от острых кризисных положений (" пограничных ситуаций"). Но спря- таться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождает страх, отчаяние, страдание, вина (как понятия, это одни из центральных категорий экзистен- циализма). " Пограничные ситуации" по существу неразрешимы, они ведут либо к параличу, либо к конфликту. И то, и другое - не выход. Где же он? К. Ясперс предлагает человеку в катастрофических случаях уповать на Бога. Поэтому Ж.-П. Сартр называет К. Ясперса христианским экзистенциалистом. М. Хайдеггера, так же как и самого себя, Ж.-П. Сартр относит к эк- зистенциалистам-атеистам.
Теперь, об идеях М. Хайдеггера. Важнейшей его книгой является " Время и бытие" (1927 г.). Можно сказать, что это своего рода " Библия экзистенциа- лизма". В этой книге поднимаются в духе экзистенциализма проблемы онто- логии (бытия). М. Хайдеггером рассматривается не Sein (бытие вообще) и не микрокосм (человек как элемент космоса), как это было до сих пор в онтоло- гии. Избирается анализ как бы от противного - от человеческого существова- ния (Dasein) к миру, как он видится человеку и выстраивается вокруг него. " Чтобы как отношение бытия к существу человека, так и сущностное отно- шение человека к открытости бытия как такового схватить одновременно и в одном слове, для сущностной области, в которой стоит человек как человек, было избрано имя " присутствие" (Dasein)". Dasein первично, это бытие сознания, но сознания не познающего субъ- екта, а страдающее сознание. Согласно Хайдеггеру, это такое бытие, которое способно " вопрошать" о себе самом и " устанавливать" себя по отношению к бытию (сосуществовать с бытием). Итак, Dasein есть бытие, наделенное соз- нанием, его " здесь" -(тут-)(вот-) бытие", т.е. " здесь-присутствие". Но это такое здесь-присутствие, через которое говорит само бытие. Мир оказывается как бы окрашенным в эмоциональные тона (страха, вины, заботы). Забота (Sorge) - важнейшая категория экзистенциализма. У Хайдеггера даже упот- ребляется формула: " Человек есть забота". Человек постоянно озабочен, и это есть его бытие в мире (" In-Der-Welt-Sein"). Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр в своих произведениях под- нимает проблемы соотношения существования и сущности, свободы, выбора и ответственности. В трактате " Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр по- яснял смысл категорий существования и сущности так: ремесленник, изго- тавливающий, скажем, нож, представляет себе, что он хочет сделать, он де- лает нож, - здесь сущность предшествует существованию вещи. Другое дело с человеком. Дитя рождается, оно уже существует, но ему еще предстоит об- рести человеческую сущность, стать человеком. Здесь " существование пред- шествует сущности ". Приведя эту формулу, Сартр формулирует первый принцип экзистенциализма, позволяющий нам перейти к пониманию мысли- телем проблемы свободы. Вот этот принцип (в силу его значимости, приве-
|