Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивировать к учебе






 

Миссия великих учителей сводится не только к качественному преподаванию. Они еще прекрасные наставники и проводники, помогающие ученикам стать увереннее, обрести чувство цели и поверить в свои силы. Серхио Хуарес Корреа понимает это как никто другой[112]. Серхио – учитель пятого класса начальной школы Хосе Урбина Лопес в Матаморосе, беднейшем мексиканском городе, расположенном недалеко от границы с США и известном как плацдарм для регулярных войн с наркоторговлей. Первые пять лет преподавательской деятельности Хуарес Корреа честно отстоял перед классом, пытаясь вдолбить в головы учеников хоть какую-то информацию, которая дала бы им шанс на лучшую жизнь. Однако все это оказывалось тщетным и практически не давало обнадеживающих результатов. Ребята из Хосе Урбины регулярно проваливали ENLACE, общенациональный мексиканский экзамен на проверку успеваемости.

В 2011 году Хуарес Корреа решил, что нужно что-то менять. Он был убежден, что используемый подход к обучению и впредь не даст желаемого эффекта. Ему доводилось читать о врожденной способности детей к обучению и изучать труды тех, кто серьезно вознамерился доказать этот факт, в том числе Сугаты Митры. В итоге Хуарес Корреа пришел к выводу, что единственный способ помочь ученикам изменить свою жизнь – вдохновить их на учебу, мотивировать их к ней.

Учитель распределил ребят по отдельным группам и начал с ними работать, всячески пытаясь заставить их поверить в свои исключительные способности. Он повел детей по пути исследований, наглядно показывая им, например, практическую пользу от знания дробей или законов геометрии. Он решил строить свои уроки на вопросах, требующих развернутых ответов; поощрял обучение через размышления и анализ, а не посредством зазубривания информации, которая после сдачи экзамена тут же вылетала из головы. Он призывал детей активно общаться и сотрудничать друг с другом и не слишком беспокоился, когда класс, как могло показаться со стороны, становился неуправляемым. Его ученики «расправили крылья», поняв, что у них появилось право думать и высказывать свои мысли, и это чувство порождало беспрецедентную жажду к учебе.

Одна девочка из класса Корреа по имени Палома Нойола Буэно оказалась математическим вундеркиндом. Она на инстинктивном уровне понимала сложнейшие математические концепции, которые порой с трудом даются даже аспирантам. А когда Хуарес Корреа спросил Палому, почему она раньше никогда не проявляла интереса к математике, та ответила, что никто не преподавал этот предмет так, как он. В итоге на экзамене ENLACE Палома, девочка, живущая в нищем городке рядом со свалкой, получила по математике самую высокую оценку в Мексике и была приглашена на национальное телешоу, где ее торжественно поздравили.

Результаты теста Паломы хоть и были экстраординарными, но не уникальными. Десять ребят из класса Хуареса Корреа по итогам экзамена по математике оказались в 99-й процентили, что считается очень высоким показателем. Но сам Хуарес Корреа не слишком гордился этими достижениями, ведь дети отличились при сдаче стандартного теста, оценивающего скорее механические знания, нежели умение взаимодействовать, творить и самостоятельно исследовать окружающий мир, которое, по убеждению учителя, способно привести к истинному прорыву в сфере образования. Однако все эти успехи наглядно продемонстрировали, на что способны дети из самых малообеспеченных слоев населения, если вдохновить их на учебу и заставить поверить, что им многое по плечу.

Именно понимание тесной взаимосвязи между преподаванием и обучением легло в основу концепции «Мощь обучения». Одним из ее основоположников и главных пропагандистов считается британский ученый и автор Гай Клакстон. Он утверждает, что цель программы Building Learning Power (BLP) – «помогать детям становиться более эффективными учениками как в школе, так и вне ее стен. Речь идет о формировании в классах – да и в школе в целом – культуры, систематически способствующей выработке привычек и взглядов, позволяющих молодым людям не паниковать при встрече с трудностями и адекватно реагировать на них и изменчивость современного мира». Ученики, которые уверовали в свою способность к обучению, «быстрее учатся и лучше усваивают материал. Они более сконцентрированны, напряженнее мыслят и считают учебу вполне комфортным занятием. Они лучше сдают тесты и внешние экзамены. Их легче и приятнее учить»[113].

Программа BLP базируется на трех фундаментальных убеждениях, которые на сто процентов гармонируют с тем, что я пропагандирую на протяжении всей этой книги.

• Главная цель образования – подготовить молодежь к взрослой жизни; помочь накопить интеллектуальные, эмоциональные, социальные и стратегические ресурсы, которые позволят достойно принимать вызовы и справляться с возникающими проблемами.

• Данная цель крайне важна для всех молодых людей, поскольку она предусматривает помощь в достижении поставленных ими жизненных задач, а также в укреплении силы воли и развитии навыков, необходимых для реализации своего внутреннего потенциала.

• Уверенность в себе, потенциал и страсть подлежат развитию, ибо, как уже доказано, интеллект человека можно повысить с помощью правильных методик.

 

Клакстон считает эти три основных постулата «особенно актуальными для обществ, в которых происходят постоянные радикальные изменения, а также созданы максимально благоприятные условия для того, чтобы человек мог найти свой путь в жизни». Практическое применение этих принципов «подразумевает постепенный, иногда очень сложный, но бесспорно полезный процесс культурных преобразований в школах».

Я уже говорил, что мать Риты Пирсон тоже была педагогом. На протяжении многих лет Рита наблюдала, как ее мама беседовала тет-а-тет на переменах с учениками, а во второй половине дня ходила к ним домой. А еще «покупала расчески и щетки и носила в школу арахисовое масло и крекеры и подкладывала их в парты детей, которые явно недоедали. И мыло и губки в парты тех, от кого не слишком приятно пахло».

Спустя много лет после выхода мамы на пенсию Рита видела, как некоторые из давно повзрослевших маминых учеников приходили к ней, чтобы сказать примерно следующее: «Знаете, госпожа Уокер, вы изменили мою жизнь. Вы заставили меня поверить в себя, помогли почувствовать, что я кому-то нужен в этом мире. И я хочу, чтобы вы увидели, кем я стал благодаря вам».

«Каким бы потрясающим был наш мир, – говорит доктор Пирсон, – если бы наши дети не боялись рисковать, если бы за них было кому заступиться. Каждый ребенок заслуживает право на заступника – взрослого человека, который никогда не подведет, ценит отношения со своим подопечным и свято верит в то, что тот добьется в жизни всего, о чем мечтает».

 

«Перевернутый класс»

 

Одной из причин, почему я на заре своей карьеры увлекся театральным образованием, стало понимание того, что хорошие учителя драмы обычно являются истинными экспертами сразу в двух областях. Во-первых, они прекрасно умеют формулировать темы для изучения, а во-вторых, мастерски содействуют сложным процессам группового и индивидуального исследования, на которых часто базируется углубленное обучение. Драматическое искусство предполагает командную работу и доскональное изучение материала, во время которых преподаватель зачастую стоит в стороне, давая советы и задавая наводящие вопросы ученикам, а они по ходу дела учатся друг у друга. В последнее время несколько таких методик начали широко применяться и в других дисциплинах; это движение получило название «Перевернутый класс». Одним из его вдохновителей стал Салман Хан, невольный основатель так называемой «академии Хана».

Сал Хан вовсе не собирался совершать революцию в области учебных программ. Его жизнь аналитика хедж-фонда и без того была богатой и насыщенной. Сначала он решил всего лишь откликнуться на просьбу одной из своих младших двоюродных сестер, проживающей на другом конце страны. Дело в том, что девочке плохо давалась математика, а поскольку Сал отлично знал этот предмет, она попросила его помочь. Он предложил заниматься по Skype после окончания рабочего дня. Занятия оказались настолько результативными, что и другие двоюродные братья и сестры стали обращаться к Салу за помощью.

И вскоре у него уже сформировалась целая «академия Хана», в которой он учил своих родственников школьного возраста и других детей. «Поначалу я не относился ко всему этому серьезно, но в 2006 году вдруг обнаружил, что каждый день после работы занимаюсь математикой с пятнадцатью ребятами – из моей семьи, семей друзей и двоюродными братьями и сестрами. И тогда один из друзей, чтобы немного меня разгрузить, предложил записать несколько видео. Я последовал его совету, использовав YouTube в качестве хостинговой платформы».

После того как Сал разместил учебные ролики на YouTube, уже совсем незнакомые люди, случайно наткнувшись на них, обучались с их помощью, а Сал начал получать восторженные отзывы и комментарии. Люди говорили, что благодаря его видео многие темы наконец-то стали для них понятными и даже интересными. Чем больше роликов записывал Сал, тем больше клиентов у него становилось. В результате то, что задумывалось как сугубо внутрисемейное дело, приняло совершенно иные, поистине глобальные масштабы. К началу 2009 года услугами «академии Хана» ежемесячно пользовалось уже более 60 тысяч человек.

А к концу того же года несколько наиболее влиятельных приверженцев «академии Хана», в том числе Билл Гейтс и Google, решили объединить усилия ради дальнейшего развития проекта. «Они спросили меня, в каком направлении, по моему мнению, мне стоит двигаться, и я ответил, что мы могли бы нанять команду для доработки программной платформы, которую я уже начал создавать сам. Я рисовал в своем воображении инструмент, позволяющий каждому желающему обучаться в собственном темпе. Учителя также могли бы применять его для дифференцированного обучения учащихся. И пазл как-то сам собой сложился».

Сал и еще свыше семи миллионов человек, регулярно посещающих сегодня «академию Хана», поняли, что этот ресурс можно использовать для обучения в абсолютно новых направлениях. Видео и прочие учебные материалы на сайте «академии Хана» позволяют учащимся работать в собственном темпе и погружаться в изучаемую тему в соответствии со своими способностями и интересом. По словам самого Сала, он поощряет людей приобретать глубокие знания, а не проходиться по темам и навыкам по верхам. Например, юный ученик, знакомясь с дробями, смотрит пару видео, после чего, чтобы перейти к следующему набору роликов и другим упражнениям, должен правильно ответить на пять основных вопросов. С каждым очередным уровнем задача усложняется и количество вопросов увеличивается. В результате школьник действительно досконально разбирается в теме, а не просто заучивает ответы на вопросы, чтобы выдать их на экзамене и затем навсегда забыть.

Сал Хан говорит, что такой подход к обучению позволяет максимально эффективно использовать как время домашней работы, так и занятия в классе. «Урок в классе вовсе не обязательно строить на принципе пассивности, когда все слушают кого-то одного и записывают сказанное. Он тоже должен базироваться на индивидуальном темпе обучения каждого ученика. Находясь в одной комнате с другими людьми, мы с ними взаимодействуем. “Академия Хана” гарантирует хорошую академическую базу, но если вам что-то неясно, нужен физический класс, где вы сможете задавать вопросы сами, отвечать на вопросы других или совместно работать над какими-то проектами».

Данная форма преподавания начала приобретать все больше сторонников после того, как Эрик Мазур, профессор физики из Гарвардского университета, стал применять этот подход вместо традиционных университетских лекций. Мазур заметил, что студенты намного эффективнее заучивали материал, когда он был «руководителем со стороны», а не «мудрецом на сцене». Теперь, прежде чем прийти в аудиторию, профессор просит студентов прочесть соответствующий параграф учебника и посмотреть в интернете одну из видеолекций или какую-либо другую информацию на нужную тему. Затем Мазур начинает занятие с краткого вступления, дает студентам время осмыслить услышанное и проводит опрос. Разные студенты неизменно приходят к разным выводам – правильным и не очень. И профессор просит тех, кто дал правильные ответы, привести убедительные аргументы тем, кто ошибся.

«Представьте двух студентов, сидящих бок о бок, скажем Мэри и Джона. Мэри ответила верно, потому что поняла материал. И она с куда большей вероятностью докажет Джону свою правоту, нежели профессор Мазур, стоящий перед аудиторией. Почему? Да потому что она только что узнала правильный ответ и прекрасно понимает терзания Джона. А профессор Мазур узнал правильный ответ много-много лет назад, и для него все настолько очевидно, что он уже очень далек от проблем ученика-неофита»[114].

В «перевернутом классе» учитель не стоит перед группой учеников и не читает лекции на определенную тему; учащиеся знакомятся с материалом дома, через интернет. А время в классе используется для перекрестного обучения учеников (метод, описанный только что профессором Мазуром); они помогают друг другу, если у кого-то возникают трудности с усвоением материала. Преподаватель же лишь вовлекает ребят в дискуссию на нужную тему и бросает вызов тем, кто уже в ней разобрался. По сути, классная работа превращается в домашнюю, а домашняя в классную, обеспечивая при этом весьма существенное преимущество: обе позволяют ученикам изучать тему с индивидуальным темпом.

На сегодня эффективность «перевернутых классов» подтверждена целым рядом убедительных доказательств. Исследование, проведенное в конце 1990-х, четко продемонстрировало, что учащиеся, которые изучали материал, слушая объяснения своих ровесников, «показывали результаты почти на два стандартных отклонения выше, чем те, кто обучался традиционным способом»[115]. К аналогичным выводам привели и другие исследования.

В 2013 году в четырех десятках государственных школ Айдахо стартовал экспериментальный проект, построенный на основе учебных программ «академии Хана». В нем участвовала учительница математики седьмого класса средней школы Куна по имени Шелби Харрис, одна из героинь документального фильма Дэвиса Гуггенхайма Teach («Учить»). «Сначала я очень переживала, опасаясь, что этот подход оттесняет учителя в сторону и заменяет его компьютером, – призналась она. – Я боялась, что это воздвигнет стену между мной и детьми. Но все получилось с точностью до наоборот. Сейчас я учу лучше, чем когда-либо прежде за все тринадцать лет работы в школе. У меня остается гораздо больше времени на непосредственное общение с учениками, и я имею возможность учить их именно тому, что им нужно, и тогда, когда они этого действительно хотят»[116].

Шелби считает, что мгновенная обратная связь, обеспечиваемая программами Хана, в сочетании с учителем, который готов в случае необходимости предоставить ученику индивидуальную помощь, чрезвычайно полезны. «Ученику кажется, что он все делает правильно, и ему это, естественно, нравится, – говорит Шелби об опыте традиционной домашней работы, – а затем, уже в классе, оказывается, что все не так, а ребенок этого даже не подозревал. При использовании же программ Хана учащиеся сразу узна ю т, правильно они решили задачу или ошиблись. И если ошиблись, то можно тут же выяснить, где именно, и в следующий раз ошибку уже не делать или как минимум знать, как ее исправить. Иными словами, ученики имеют возможность во многом обучаться самостоятельно. А я нахожусь в классе, чтобы поддерживать их и помогать, когда у них что-то не получается».

Сал Хан усматривает в словах Шелби Харрис четкое отражение собственного опыта учебы. «Когда я учился, я видел, насколько малоэффективно обучение, когда люди просто пассивно сидят на уроках и лекциях. Это относится и к первоклашкам, и к аспирантам университетов. Вспоминая свой личный опыт, я понимаю, что извлек что-то путное из школьного образования только тогда, когда мы сколотили нечто вроде математической команды из тридцати ребят и пытались учить друг друга и учиться друг у друга. А учитель нас направлял, а не излагал материал. Многому я научился и на уроках журналистики, где группы учеников работали над каким-то совместным проектом. Еще я занимался в школе борьбой. Мы боролись по-настоящему, но нам это нравилось, потому что это среда, в которой мы были единым целым и помогали друг другу, а тренеры выполняли роль наставников.

Класс не должен быть местом, где учитель только то и делает, что рассказывает новый материал, дает задания и оценивает знания. Это не нравилось никому из нас, и ни один из учеников не проявлял на таких занятиях особой активности. Учителям это тоже не нравится. Они зачастую чувствуют себя так, будто выдают информацию в полную пустоту. Люди не должны быть пассивны. Когда они собираются вместе, они должны взаимодействовать друг с другом и сообща решать проблемы».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал