Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА






ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И ИХ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................2

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

I. Основные права потребителей спортивных товаров

и их нормативно-правовая защита.......................................................4

1.1 Право на безопасность товара............................................................4

1.2 Право на информацию об изготовителе...........................................5

1.3Право на информацию о товарах.......................................................6

1.4 Право на возмещение причиненного вреда здоровью.................7

1.5 Права при обнаружении в товаре недостатков...............................8

1.6 Право на обмен товара надлежащего качества...............................9

1.7 Право компенсации морального вреда............................................12

ВЫВОДЫ......................................................................................................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............…………................................................15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона РФ " О защите прав потребителей»"

Само законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание правомерного воздействия на изготовителей и продавцов спортивных товаров.

 

 

I. Основные права потребителей спортивных товаров и их нормативно-правовая защита.

 

Основные права потребителей

 

1.1 Право на безопасность товара

Нормативно правовая защита регулируется ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает также возможность снятия товара с производства, изъятия его из оборота и отзыва от потребителей, если товар при его использовании может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителей. При этом убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно эти мероприятия можно подразделить на две группы: мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров которые могут причинить потребителям вред; мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами, которые уже реализуются потребителям.

Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению.

Обязательные требования на безопасность товаров устанавливаются в государственных стандартах, санитарных нормах и другой нормативно-технической документациях.

К обязанности изготовителя относится необходимость указывать в сопроводительной документации на товар, на этикетке или иным способом специальные правила, которые необходимо соблюдать для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации.

Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.

Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

 

1.2 Право на информацию об изготовителе

Нормативно правовая защита регулируется ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе.

Указанная в пункте статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

1.3 Право на информацию о товарах

Нормативно правовая защита регулируется ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В которой говорится, что изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация.

Лишь на основе достоверной и полной информации чело век может выбрать товар, обладающие необходимыми ему свойствами.

Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает и когда он, потребитель, может получить предлагаемое. Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов.

 

1.4 Право на возмещение причиненного вреда здоровью

Право потребителя на возмещение причиненного ему вреда, возникшего вследствие нарушения других его права на безопасность, права на надлежащее качество, нормативно правовая защита регулируется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Вред, причиненный жизни, здоровью вследствие конструктивных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.

Следует иметь в виду, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом или нет.

Закон устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара. Это еще раз подчеркивает важность установления этого показателя изготовителем и доведение этой информации до потребителя.

Потребитель вправе предъявить требования о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, по своему выбору продавцу, который продал данный товар, или изготовителю товара.

Изготовитель может быть освобожден от ответственности, если он докажет, что вред причинен потребителю вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара при условии предоставления потребителю с его стороны соответствующей достоверной информации. Во всех остальных случаях ответственность безусловно возлагается на изготовителя товара.

Потребитель имеет право на возмещение убытков и в том случае, если они возникли в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя. Ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Это означает, что изготовитель товара не вправе при заключении любого договора с потребителем предлагать или навязывать такие условия, которые хуже условий, определенных нормативными актами, например, предлагать товар, не отвечающий обязательным требованиям стандартов, с истекшим сроком годности, без достоверной информации.

К нормативным документам, регламентирующим условия договора с потребителем, относится Закон РФ «О защите прав потребителей», а также многочисленные правила продажи различных видов товаров, утвержденные в обязательном порядке Правительством Российской Федерации.

 

1.5 Права при обнаружении в товаре недостатков

 

Нормативно правовая защита регулируется ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В которой говорится, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки, потребовать замены на такой же товар другой марки, с соответствующим перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, или возмещения расходов на их исправление потребителем.

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

1.6 Право на обмен товара надлежащего качества.

 

Нормативно правовая защита регулируется ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей». В которой говорится, что потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, размеру или комплектации.

Качество товара является важнейшим критерием в определении потребительских свойств и назначения товара. Товар может быть использован в определенных целях для удовлетворения потребностей потребителя.

Требования к качеству товаров определяются в нормативных документах, которые должны быть основаны на современных достижениях науки и технологии, международных стандартах, правилах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств. В Российской Федерации эти требования должны соответствовать Закону «О стандартизации».

В договоре качество товаров определяется путем указания конкретного нормативного документа по стандартизации, требованиям которого их качество должно соответствовать. Ст. 9 Закона РФ «О стандартизации» устанавливает, что в договор обязательно должно включаться условие о соответствии товаров обязательным требованиям государственных стандартов.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товаров, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и описанию.

Это прежде всего касается таких товаров, как спорт инвентарь.

Условия о качестве товаров при оформлении купли-продажи содержатся в техническом паспорте на товар, правилах по его использованию, на этикетке или ярлыке, где указываются нормативный документ по стандартизации, артикул, на товаре или его упаковке, где также указывается нормативный документ, дата изготовления, срок годности, правила использования или хранения и т.п.

Приобретая товар, потребитель принимает к сведению требования к качеству как часть необходимой ему информации, и поэтому они становятся условиями договора купли-продажи, определяющими качество приобретенного товара.

Договором может быть предусмотрено предоставление изготовителем гарантий качества товара. В таком случае устанавливается гарантийный срок, в течение которого одна сторона гарантирует другой стороне использование товара в полном соответствии с заключенным договором и принимает на себя дополнительные обязанности по бесплатному ремонту, техническому обслуживанию, устранению неисправностей, замене товара.

Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (узлы, комплектующие детали).

Продавец товара имеет право устанавливать дополнительные гарантии качества для потребителя при продаже товара путем установления дополнительного гарантийного срока, сверх гарантийного срока, устанавливаемого изготовителем. В этом случае права потребителя и обязанности продавца в случае обнаружения недостатка в товаре в течение данного дополнительного гарантийного срока определяются договором между потребителем и продавцом.

Потребитель имеет право потребовать от изготовителя проверки качества товара. Это может выражаться во внешнем осмотре товара, его демонстрации в действии, регулировке и настройке.

Изготовитель обязан обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товаров длительного пользования в течение всего срока его службы или, если срок службы не установлен, в течение десяти лет.

В этих целях изготовитель создает технические сервисные центры, обеспечивает выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасные части в течение всего срока производства товаров и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В целях обеспечения гарантий качества товаров ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» запрещена продажа товаров по истечении установленных сроков годности. Такой товар должен быть снят с реализации и подвергнут либо дополнительной обработке, либо переработке, либо утилизации, либо уничтожению.

За продажу товаров ненадлежащего качества изготовитель несет ответственность перед потребителем, включая возмещение материального ущерба и морального вреда.

Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не потерял потребительские свойства, пломбы, ярлыки.

Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

 

1.7 Право на компенсацию морального вреда

 

Нормативно правовая защита регулируется ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения изготовителем прав потребителя и неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.

С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителя, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ по защите прав потребителей.

Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается.

Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.

Статьей 18 Закона предусмотрено, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу, изготовителю.

Продавец, изготовитель отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем.

 

ВЫВОДЫ

 

Защита прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации.

Закон РФ «О защите прав потребителей» стоит на защите всех прав потребителей, соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

В наших условиях, когда создан свободный рынок, продавцы заинтересованы в удовлетворении своих потребностей, вопросы защиты прав потребителей становятся, особенно актуальны.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) " О защите прав

потребителей"

2. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения.

СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.

3. Гафарова Г.Р. «Защита прав потребителей: Учебное пособие» / под ред.

З.М. Фаткудинова – «Юстицинформ», 2008

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал