Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования и их обсуждение. Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда»
Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда» Учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» (УТУ «КВЕ») представляет собой гимнастического коня, снаряженноого казачьим седлом и применяемого в учебно-воспитательном процессе в качестве имитатора лошади (рис.). Упражнения, выполняемые на УТУ «КВЕ», представляют собой адаптированные к условиям тренажерного устройства элементы посадки и спешивания, джигитовки, двигательные действия с традиционным казачьим оружием, а также элементы рукопашного боя и борьбы.
Рис. Внешний вид учебно-тренажерного устройства «КВЕ». Основной целью применения УТУ «КВЕ» является сопряженное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков, базирующееся на использовании традиционных казачьих физических упражнений и игр. Основные задачи использования УТУ «КВЕ»: 1. Содействие возрождению и дальнейшему развитию традиционной народной казачьей культуры, в том числе и ее физкультурной составляющей. 2. Патриотическое, духовно-нравственное, физическое и двигательное развитие детей и подростков. 3. Предварительная двигательная подготовка к освоению умений и навыков верховой езды как основного традиционного сложнокоординационного способа передвижения казаков. 4. Дополнение перечня форм и средств физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях как существенного фактора расширения развивающего потенциала физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. К основным предпосылкам, в том числе и исторического характера, целесообразности использования УТУ «КВЕ» относятся: 1. Традиционно сложившееся приучение детей с раннего возраста (3-4 года) к основам казачьего физического воспитания с использованием самостоятельно изготовленных имитаторов холодного (шашки, пики, нагайки) и огнестрельного оружия. 2. Широкое распространение среди казаков подвижных игр для детей и подростков с элементами тренажерных устройств (игры с «коновязью», упражнения с подвижными снарядами). 3. Значительная роль в содержании физического воспитания младшего поколения казаков упражнений, обеспечивающих качественное освоение детьми и подростками казачьих подготовительных приемов, умений и навыков: ухода и выводки лошадей; танцевальных элементов на основе традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бою; традиционных казачьих игр с возможно более широким использованием имитаторов холодного оружия, а также игр с элементами строевых действий и группового взаимодействия. Разработанное тренажерное устройство обладает следующими особенностями: – оно является частью многовековой культуры народов, населяющих Северо-Кавказский регион Российской Федерации и кубанских казаков. Рубка шашкой, ведение огня верхом на скаку, с элементами джигитовки развивало специфические двигательные, физические и психологические качества, что отражалось и на манере ведения пешего боя, и, передаваясь из поколения в поколение, закреплялось генетически; – оно также является частью традиционной физической культуры казаков, то есть всего богатства многовекового использования народом средств и методов воспитания подрастающего поколения для практической и, в первую очередь, трудовой деятельности и военной службы. При этом существенное внимание уделялось формированию духовных ценностей у детей и подростков на базе православной веры; – его можно и целесообразно использовать как игровой комплекс, в том числе и для организации специальных соревнований; – его использование позволяет на имитационном уровне освоить основные умения и навыки конной подготовки; – тренажерное устройство, с одной стороны, характеризуется простотой в изготовлении, а с другой – доступностью для различных половозрастных групп казачьей молодежи. Важнейшей научно-методической проблемой прикладной физической и двигательной подготовки, во многом определяющей стратегию и тактику учебно-воспитательного процесса, является адекватная его целевым установкам классификация изучаемых двигательных действий. В разработанной классификации (табл. 1) упражнения распределены по основанию характера выполнения и целевого назначения на четыре основные группы. Таблица 1 Классификация упражнений, выполняемых на УТУ «КВЕ»
Продолжение таблицы 1
Проблема использования УТУ «КВЕ» характеризуется еще двумя аспектами: а) подбором физических упражнений, выполняемых на учебно-тренажерном комплексе; б) научно-методическим обоснованием целесообразности их применения в связи с установленными целями и задачами учебно-воспитательного процесса. В ходе решения первой задачи был избран комбинированный подход, сутью которого является использование исторически сложившегося и подтвердившего свою актуальность опыта применения физических упражнений, изложенных в Уставе строевой казачьей службы (1899), а также проектирование новых двигательных действий в соответствии с реалиями современного состояния теории и методики физического воспитания и спорта. Для решения второй задачи – определения адекватности отбора упражнений для реализации целей прикладной физической и двигательной подготовки подрастающего поколения казаков – использовался факторный анализ (табл. 2). Таблица 2 Факторная структура физической и двигательной подготовленности учащихся 11-14 лет
Продолжение таблицы 2
Примечание: Полужирным шрифтом выделены факторы с высоким уровнем значимости (0, 74 – 0, 91).
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что практически весь комплекс двигательных заданий, применяемых с использованием УТУ «КВЕ», объединен в четыре фактора, обобщенный вклад которых в дисперсию выборки составил 58, 7%, интерпретированные как компоненты, отражающие важнейшие и взаимосвязанные стороны специальной физической и двигательной подготовленности детей и подростков. Полученные статистические данные являются аргументированным подтверждением адекватности целям и задачам развития физического и двигательного потенциала детей и подростков, избранных для учебно-воспитательного процесса физических упражнений. Основное содержание и эффективность методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования на основе традиционных казачьих средств Результаты предварительных исследований были положены в основу разработки экспериментальной методики, базирующейся на четырехмодульной структуре (табл. 3). Первый модуль. Целью реализации методики является формирование гармоничной, многосторонне развитой личности детей и подростков, базирующееся на общечеловеческих ценностях с преимущественным использованием исторически подтвердивших свою эффективность традиционных казачьих средств патриотического, духовно-нравственного, физического и двигательного воспитания. Таблица 3 Структура методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования
Основные задачи классифицированы по четырем группам: интеллектуальные, социально-психологические, собственно биологические и оздоровительные. Ожидаемые результаты реализации методики изложены в виде итогового уровня подготовленности учащихся, в том числе по освоению теоретических знаний, развитию физических и двигательных качеств, а также сформированности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе традиционных казачьих средств. Второй модуль. В нем представлено содержание учебно-воспитательного процесса по темам, к основным из которых относятся: «Прикладная направленность физического воспитания кубанских казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы», «Традиционное и современное снаряжение, форма одежды, оружие», «Общие представления кубанских казаков о здоровом образе жизни», «Духовные ценности и бытовые правила поведения казака в семье и обществе», «Общая физическая подготовка на основе традиционных казачьих средств», «Строевая подготовка», «Основы рукопашного боя без оружия», «Основы владения традиционным казачьим оружием», «Упражнения с применением учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда», «Основы верховой езды и уход за лошадьми», «Соревнования по казачьей верховой борьбе». Третий модуль отражает: 1. Состав основных форм физического воспитания (практические, теоретические и смешанные учебно-тренировочные занятия, выездные занятия на ипподроме, физкультурные праздники (соревнования)). 2. Основные требования и методические подходы к планированию учебно-воспитательного процесса на основе разработки годового плана-графика распределения учебного материала и планов-конспектов отдельных занятий. 3. Методические особенности проведения практических и теоретических занятий. В учебном процессе применяются общепедагогические методы, методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. В процессе разработки методики были использованы: а) исторический опыт военно-прикладной двигательной и физической подготовки казаков, изложенный в сохранившихся пособиях и наставлениях (Устав строевой казачьей службы, 1899; Строевой кавалерийский устав, 1912; Наставления по конному спорту РККА, 1936); б) современный подход к обучению двигательным действиям, базирующийся на системе профилирующих упражнений, представленных в таблице 1 (Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1975; В.М. Смолевский, 1987). Идеология данного подхода заключается в наличии в каждой группе родственных технических действий упражнения, первоначальное освоение которого дает максимально возможное количество вариантов положительного переноса навыка на другие движения того же типа. По своей сути – это элементы-предшественники при изучении однотипных двигательных действий. При этом общность технических приемов позволяет выделить в каждой группе однотипных упражнений профилирующее упражнение или его дидактическую модель, содержащие все элементы техники, необходимые для освоения любого движения из этой группы. В процессе разработки и обоснования эффективности методики реализации содержания экспериментальной программы особое внимание было уделено используемой терминологии. В ходе ее совершенствования были использованы два основных подхода: следование правилам составления современной спортивной терминологии; опора на традиционные казачьи команды. В данном модуле представлены также детализированные рекомендации по технике безопасности при проведении занятий, в том числе и на УТУ «КВЕ».
|