Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования и их обсуждение. Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда»






Структура и содержательно-технологические основы использования учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда»

 
 

Учебно-тренажерное устройство «Казачья верховая езда» (УТУ «КВЕ») представляет собой гимнастического коня, снаряженноого казачьим седлом и применяемого в учебно-воспитательном процессе в качестве имитатора лошади (рис.). Упражнения, выполняемые на УТУ «КВЕ», представляют собой адаптированные к условиям тренажерного устройства элементы посадки и спешивания, джигитовки, двигательные действия с традиционным казачьим оружием, а также элементы рукопашного боя и борьбы.

 

Рис. Внешний вид учебно-тренажерного устройства «КВЕ».

Основной целью применения УТУ «КВЕ» является сопряженное развитие двигательного и физического потенциала детей и подростков, базирующееся на использовании традиционных казачьих физических упражнений и игр.

Основные задачи использования УТУ «КВЕ»:

1. Содействие возрождению и дальнейшему развитию традиционной народной казачьей культуры, в том числе и ее физкультурной составляющей.

2. Патриотическое, духовно-нравственное, физическое и двигательное развитие детей и подростков.

3. Предварительная двигательная подготовка к освоению умений и навыков верховой езды как основного традиционного сложнокоординационного способа передвижения казаков.

4. Дополнение перечня форм и средств физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях как существенного фактора расширения развивающего потенциала физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

К основным предпосылкам, в том числе и исторического характера, целесообразности использования УТУ «КВЕ» относятся:

1. Традиционно сложившееся приучение детей с раннего возраста (3-4 года) к основам казачьего физического воспитания с использованием самостоятельно изготовленных имитаторов холодного (шашки, пики, нагайки) и огнестрельного оружия.

2. Широкое распространение среди казаков подвижных игр для детей и подростков с элементами тренажерных устройств (игры с «коновязью», упражнения с подвижными снарядами).

3. Значительная роль в содержании физического воспитания младшего поколения казаков упражнений, обеспечивающих качественное освоение детьми и подростками казачьих подготовительных приемов, умений и навыков: ухода и выводки лошадей; танцевальных элементов на основе традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бою; традиционных казачьих игр с возможно более широким использованием имитаторов холодного оружия, а также игр с элементами строевых действий и группового взаимодействия.

Разработанное тренажерное устройство обладает следующими особенностями:

– оно является частью многовековой культуры народов, населяющих Северо-Кавказский регион Российской Федерации и кубанских казаков. Рубка шашкой, ведение огня верхом на скаку, с элементами джигитовки развивало специфические двигательные, физические и психологические качества, что отражалось и на манере ведения пешего боя, и, передаваясь из поколения в поколение, закреплялось генетически;

– оно также является частью традиционной физической культуры казаков, то есть всего богатства многовекового использования народом средств и методов воспитания подрастающего поколения для практической и, в первую очередь, трудовой деятельности и военной службы. При этом существенное внимание уделялось формированию духовных ценностей у детей и подростков на базе православной веры;

– его можно и целесообразно использовать как игровой комплекс, в том числе и для организации специальных соревнований;

– его использование позволяет на имитационном уровне освоить основные умения и навыки конной подготовки;

– тренажерное устройство, с одной стороны, характеризуется простотой в изготовлении, а с другой – доступностью для различных половозрастных групп казачьей молодежи.

Важнейшей научно-методической проблемой прикладной физической и двигательной подготовки, во многом определяющей стратегию и тактику учебно-воспитательного процесса, является адекватная его целевым установкам классификация изучаемых двигательных действий.

В разработанной классификации (табл. 1) упражнения распределены по основанию характера выполнения и целевого назначения на четыре основные группы.

Таблица 1

Классификация упражнений, выполняемых на УТУ «КВЕ»

 

№ п/п Разделы и подразделы упражнений Наименование профилирующего упражнения
     
  Казачья разминка-джигитовка
  Посадка и соскоки с коня, техника падения Посадка на коня без опоры на стремя и спешивание с коня переносом ноги через круп
  Наклоны и нырки корпусом, развороты Наклон (нырок) за шею коня
  Удары ногами с коня Удар ногой в сторону

 

Продолжение таблицы 1

     
  Элементы джигитовки Многократные темповые перепрыгивания через коня
  Казачья джигитовка с оружием
  Стрельба из винтовки и револьвера Стрельба из винтовки вполоборота влево
  Комплекс упражнений с шашкой Удары вниз - вправо, вниз - влево
  Комплекс упражнений с пикой Круги пикой
  Комплекс упражнений с кинжалом Удар наотмашь
  Комплекс упражнений с нагайкой Удары вниз - вправо, вниз - влево
  Комплекс метаний Метание мячей по кеглям
  Казачья верховая борьба без оружия
  Верховая борьба руками Захват атакующей руки соперника и рывок его на себя и в сторону
  Верховая игра «сорвать шапку» Отведение атакующей руки соперника наружу с одновременным захватом его шапки
  Верховой кулачный бой Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением контрудара
  Верховая борьба «за грудки» Отрыв соперника от «седла» в захвате «за грудки»
  Верховой рукопашный бой Выведение соперника из равновесия с наклоном его вниз
  Казачья верховая борьба с оружием
  «Перестрелка» мячами Метание мячей по кеглям
  С нагайками - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
  С шашками - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
  С кинжалами - бой «султанчиков» Нейтрализация уклоном или нырком корпуса атакующего действия соперника с одновременным нанесением удара по его «султанчику»
  Фехтование пиками Укол пикой с одновременным поворотом корпуса

Проблема использования УТУ «КВЕ» характеризуется еще двумя аспектами:

а) подбором физических упражнений, выполняемых на учебно-тренажерном комплексе;

б) научно-методическим обоснованием целесообразности их применения в связи с установленными целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

В ходе решения первой задачи был избран комбинированный подход, сутью которого является использование исторически сложившегося и подтвердившего свою актуальность опыта применения физических упражнений, изложенных в Уставе строевой казачьей службы (1899), а также проектирование новых двигательных действий в соответствии с реалиями современного состояния теории и методики физического воспитания и спорта.

Для решения второй задачи – определения адекватности отбора упражнений для реализации целей прикладной физической и двигательной подготовки подрастающего поколения казаков – использовался факторный анализ (табл. 2).

Таблица 2

Факторная структура физической и двигательной подготовленности

учащихся 11-14 лет

 

№ п/п Показатели Ед. измер. Ф а к т о р ы
Ι Ι Ι Ι Ι Ι Ι У У УΙ
                 
1. Бег 30 м с -0, 35 -0, 29 -0, 58 -0, 21 -0, 81 -0, 19
2. Челночный бег 3 х 10 м с -0, 34 -0, 17 -0, 44 -0, 28 -0, 28 -0, 85
3. Бег 6 минут с -0, 35 -0, 09 -0, 30 -0, 88 -0, 26 -0, 37
4. Проба Руффье балл -0, 51 -0, 25 -0, 44 -0, 77 -0, 03 -0, 24
5. Время 6-и подтягиваний в висе на перекладине с 0, 59 0, 57 0, 28 0, 82 0, 15 0, 23
6. Динамометрия правой руки кг 0, 11 0, 82 0, 37 0, 48 0, 28 0, 19
7. Динамометрия левой руки кг 0, 19 0, 87 0, 38 0, 23 0, 23 0, 07
8. Комплексное силовое упражнение кол-во 0, 80 0, 39 0, 24 0, 13 0, 38 0, 31
9. Произвольное макс. напряжение четырехглавой мышцы бедра (ПМН) миотон 0, 63 0, 31 0, 79 0, 41 0, 20 0, 40
10. Произвольное макс. расслабление четырехглавой мышцы бедра (ПМР) миотон 0, 24 0, 31 0, 84 0, 52 0, 09 0, 32
11. Амплитуда между ПМН и ПМР миотон 0, 29 0, 19 0, 80 0, 22 0, 27 0, 40
12. Время 6 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с 0, 27 0, 59 0, 22 0, 79 0, 51 0, 49
13. Время 6 приседаний с грузом на тренажерном устройстве с 0, 21 0, 26 0, 65 0, 83 0, 22 0, 38
14. Время 6 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0, 81 0, 37 0, 41 0, 52 0, 44 0, 52
15. Время 6 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0, 74 0, 29 0, 19 0, 56 0, 33 0, 53

 

Продолжение таблицы 2

                 
16. Время 15 сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с 0, 31 0, 81 0, 28 0, 56 0, 40 0, 18
17. Время 20 приседаний с грузом на тренажерном устройстве с 0, 42 0, 32 0, 83 0, 50 0, 24 0, 08
18. Время 30 подъемов туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0, 76 0, 42 0, 41 0, 44 0, 16 0, 09
19. Время 20 разгибаний туловища на наклонном тренажерном устройстве с 0, 72 0, 33 0.29 0, 48 0, 22 0, 26
20. 1-й блок (упр. 1-7, 13-17, 21, 23) балл 0, 33 0, 56 0, 83 0, 28 0, 26 0, 60
21. 2-й блок (упр. 8-12, 19) балл 0, 86 0, 49 0, 07 0, 37 0, 13 0, 52
22. 3-й блок (упр. 18, 20, 22, 24-30) балл 0, 42 0, 82 0, 05 0, 09 0, 30 0, 19
23. 4-й блок (упр. 31-40) балл 0, 28 0, 46 0, 41 0, 89 0, 24 0, 31
24. Стандартная полоса препятствий с 0, 88 0, 87 0, 45 0, 76 0, 17 0, 34
25. Усложненная полоса препятствий с 0, 82 0, 77 0, 56 0, 91 0, 23 0, 44
  Общая дисперсия выборки 69, 9% 18, 0 17, 1 12, 8 10, 8 6, 7 4, 5

 

Примечание: Полужирным шрифтом выделены факторы с высоким уровнем значимости (0, 74 – 0, 91).

 

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что практически весь комплекс двигательных заданий, применяемых с использованием УТУ «КВЕ», объединен в четыре фактора, обобщенный вклад которых в дисперсию выборки составил 58, 7%, интерпретированные как компоненты, отражающие важнейшие и взаимосвязанные стороны специальной физической и двигательной подготовленности детей и подростков.

Полученные статистические данные являются аргументированным подтверждением адекватности целям и задачам развития физического и двигательного потенциала детей и подростков, избранных для учебно-воспитательного процесса физических упражнений.

Основное содержание и эффективность методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования на основе традиционных казачьих средств

Результаты предварительных исследований были положены в основу разработки экспериментальной методики, базирующейся на четырехмодульной структуре (табл. 3).

Первый модуль. Целью реализации методики является формирование гармоничной, многосторонне развитой личности детей и подростков, базирующееся на общечеловеческих ценностях с преимущественным использованием исторически подтвердивших свою эффективность традиционных казачьих средств патриотического, духовно-нравственного, физического и двигательного воспитания.

Таблица 3

Структура методики физического воспитания учащихся 11-14 лет в учреждениях дополнительного образования

 

Первый модуль Цель, основные задачи и ожидаемые результаты процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
Второй модуль Содержание процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
теоретическая подготовка формирование физических качеств формирование специальных прикладных двигательных умений и навыков формирование мотивационно-потребностной сферы
Третий модуль Технологические особенности процесса физической и двигательной подготовки учащихся объединений казачьей направленности
формы занятий теоретическая подготовка практическая подготовка типовые документы планирования
Четвертый модуль Средства и методы контроля уровня подготовленности
теоретическая подготовленность физическая и двигательная подготовленность мотивы к физкультурно-спортивной деятельности
             

 

Основные задачи классифицированы по четырем группам: интеллектуальные, социально-психологические, собственно биологические и оздоровительные.

Ожидаемые результаты реализации методики изложены в виде итогового уровня подготовленности учащихся, в том числе по освоению теоретических знаний, развитию физических и двигательных качеств, а также сформированности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе традиционных казачьих средств.

Второй модуль. В нем представлено содержание учебно-воспитательного процесса по темам, к основным из которых относятся: «Прикладная направленность физического воспитания кубанских казаков к несению государственной и иных видов казачьей службы», «Традиционное и современное снаряжение, форма одежды, оружие», «Общие представления кубанских казаков о здоровом образе жизни», «Духовные ценности и бытовые правила поведения казака в семье и обществе», «Общая физическая подготовка на основе традиционных казачьих средств», «Строевая подготовка», «Основы рукопашного боя без оружия», «Основы владения традиционным казачьим оружием», «Упражнения с применением учебно-тренажерного устройства «Казачья верховая езда», «Основы верховой езды и уход за лошадьми», «Соревнования по казачьей верховой борьбе».

Третий модуль отражает:

1. Состав основных форм физического воспитания (практические, теоретические и смешанные учебно-тренировочные занятия, выездные занятия на ипподроме, физкультурные праздники (соревнования)).

2. Основные требования и методические подходы к планированию учебно-воспитательного процесса на основе разработки годового плана-графика распределения учебного материала и планов-конспектов отдельных занятий.

3. Методические особенности проведения практических и теоретических занятий. В учебном процессе применяются общепедагогические методы, методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. В процессе разработки методики были использованы: а) исторический опыт военно-прикладной двигательной и физической подготовки казаков, изложенный в сохранившихся пособиях и наставлениях (Устав строевой казачьей службы, 1899; Строевой кавалерийский устав, 1912; Наставления по конному спорту РККА, 1936); б) современный подход к обучению двигательным действиям, базирующийся на системе профилирующих упражнений, представленных в таблице 1 (Ю.К. Гавердовский, В.И. Мамзин, 1975; В.М. Смолевский, 1987). Идеология данного подхода заключается в наличии в каждой группе родственных технических действий упражнения, первоначальное освоение которого дает максимально возможное количество вариантов положительного переноса навыка на другие движения того же типа. По своей сути – это элементы-предшественники при изучении однотипных двигательных действий. При этом общность технических приемов позволяет выделить в каждой группе однотипных упражнений профилирующее упражнение или его дидактическую модель, содержащие все элементы техники, необходимые для освоения любого движения из этой группы.

В процессе разработки и обоснования эффективности методики реализации содержания экспериментальной программы особое внимание было уделено используемой терминологии. В ходе ее совершенствования были использованы два основных подхода: следование правилам составления современной спортивной терминологии; опора на традиционные казачьи команды.

В данном модуле представлены также детализированные рекомендации по технике безопасности при проведении занятий, в том числе и на УТУ «КВЕ».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал