Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРАКТИКУМ. Вы проработали главу «Методы обучения» Задумайтесь над следующими вопросами и ответьте:
Вы проработали главу «Методы обучения» Задумайтесь над следующими вопросами и ответьте: — В чем суть комплексного подхода в определении методов обучения? — Как изменяется роль методов обучения, различающихся по источникам знаний, в новых условиях работы начальной школы? — От чего зависит выбор методов обучения? — Каково соотношение методов и методических приемов? Ответы на эти вопросы помогут вам обобщить свои знания по данной и проблеме и применить их для решения методических задач.
1. Специфика содержания начального природоведения, состав знаний, умений и навыков обуславливают методы обучения именно по источникам знаний. На примере любой темы1 докажите справедливость этого утверждения или его ошибочность. 2. На уроке «Земля — шар» учительница познакомила детей с формой и величиной нашей планеты. Рассказала, каким образом люди «добывали» эти знания о Земле. Какие науки определили содержание и методы работы на уроке? Выявите взаимосвязи между этими науками. Свой ответ аргументируйте. 3. Каждый метод имеет сложную структуру, обусловлен целями и содержанием предмета, а также характером познавательной деятельности учащихся. Исходя из этого положения, дополните схему (по И. В. Душиной): МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ J Взаимосвязанная деятельность учителя < ————————т—————————> • учащихся Эта деятельность проявляется в использовании: J I Т 1_ Объясните правомерность дополнений. 4. Объясните суждение «Методы обучения — важный и довольно сложный компонент учебного процесса». Рассуждайте и доказывайте. 5. Докажите, что «...конструктивный подход к выбору методов обучения требует от учителя знания различных классификаций методов». 6. Классификация методов по источникам знаний включает три группы — словесные, наглядные и практические. В чем особенность каждой группы? Каковы возможности их эффективного использования? Результаты размышлений запишите в таблицу.
В случае затруднения обратитесь к главе «Методы обучения» в данном пособии. 7. Все методы в практике реализуются через приемы. Сравните следующие определения методических приемов: «Методические приемы — это элементы (составные части) того или иного метода, применяемые с целью усиления дидактических возможностей основного метода» (В. М. Пакулова). «Методические приемы — это разнообразные сочетания обучающих средств, форм устного изложения учебного материала, логических путей и приемов познания, а также видов и форм учебной деятельности школьников» (Понурова Г. Я.). Третье определение методических приемов найдите в главе «Методы обучения». Выявите сходство и различие этих определений. Какое из них, на ваш взгляд, более глубоко раскрывает сущность понятия? Свой ответ обоснуйте. 8. В методической литературе подчеркивается, что методические приемы — это сфера творчества учителя, его мастерство и интуиция. Число приемов велико, сочетаются они по-разному на каждом уроке и у каждого учителя. Вы согласны с этим утверждением? Объясните свою позицию. Приведите примеры методических приемов в составе какого-либо метода. 9. На уроке «Природа тундры» знакомство с новым материалом может быть организовано различно: а) учитель рассказывает о природе тундры, демонстрирует таблицу «Тундра летом» и гербарий — веточки карликовых березки и ивы, ягодные кустарнички (морошка, голубика); б) демонстрируется диафильм «Природа тундры», каждый кадр обсуждается учащимися по заданиям учителя; кадры о растениях сопровождаются исследованием учащимися по гербарному материалу. Определите, какие методы и приемы использованы в каждом варианте. Насколько грамотно, с точки зрения методики, использованы именно эти методы и их сочетания? 10. Проведите анализ содержания темы «Природа края»1 и определите ведущие методы ее изучения. Выводы запищите в таблицу.
1 Программы и класс обучения — по выбору студентов.
11. Продумайте, какие методы и приемы следует использовать на экскурсии «Формы поверхности. Почва». Аргументируйте вывод. 12. Важнейшим источником знаний об окружающем мире являются наблюдения. Еще А. Я. Герд писал о том, что «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений»1. Какова психологическая структура наблюдений, какие компоненты она включает? 13. Виды наблюдений, используемых в начальном естествознании, разнообразны. Их классифицируют по различным принципам. Заполните таблицу.
Объясните цель каждого вида наблюдений. 14. Разработайте проблемные ситуации, которые можно использовать с младшими школьниками при анализе наблюдений весенних изменений в природе, обсудите их на занятии. 15. В пособии для учителя2 приводится план зимней экскурсии в природу. Определите дидактическую задачу и место наблюдений за деревьями и кустарниками на этой экскурсии. Дайте оценку такого, например, плана наблюдений: 1) название дерева; 2) признаки, по которым определили, какое это дерево; 3) общий облик дерева зимой (сравнить с его обликом осенью); 4) изменились или нет по сравнению с осенью ствол и ветви; 5) наличие листьев на дереве (вспомнить, что произошло с листьями); 6) наличие плодов на дереве; каковы их форма, окраска, особенности расположения на ветвях; сравнить с плодами других растений зимой. 16. Знакомство детей со свойствами снега и льда можно организовать различно: а) учитель демонстрирует снег и лед; сам называет их свойства, привлекая жизненный опыт детей; б) дети под руководством учителя исследуют снег и лед и сами 1 Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. — С. 8. 2 Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М., 1988..- С. 24. выявляют их свойства, сравнивая с имеющимися своими представлениями. Какие методы и приемы используются в том и другом случаях? Насколько целесообразно их использование при изучении данной темы? Какой из этих двух путей более эффективен? Докажите свою точку зрения. 17. Объясните, почему М. Н. Скаткин утверждал, что опыты дают возможность познакомить учащихся в доступной форме с законами природы. 18. Подумайте, почему А. Я. Герд считал, что опыты необходимо использовать при изучении естествознания? 19. Для выявления скрытых свойств объектов природы в учебниках даются планы. Проанализируйте план проведения опыта в любом учебнике и дайте ему оценку. 20. Для организации и проведения опытов в современных учебниках природоведения и естествознания даются планы работы. Проанализируйте планы проведения опытов1: а) с полезными ископаемыми; б) с почвой. Выясните, насколько полно в них отражены свойства объектов, какова методика применения планов; следует ли вносить в них какие-либо дополнения и коррективы. Свой ответ аргументируйте. 21. К. П. Ягодовский утверждал, что опыты и наблюдения тесно связаны. В чем вы видите эту связь. Покажите это на конкретном примере. 22. На уроке были предложены задания: а) определить, какое ископаемое пропускает воду быстрее: глина или песок? б) выяснить, какие дорожки быстрее высохнут после дождя — глинистые или песчаные? Какие методы нужно использовать для выполнения этих заданий? Обоснуйте свой ответ. 23. В методической литературе для учителя применяются как равнозначные два термина — опыт и эксперимент. Как вы считаете — это синонимы или разные понятия? Рассуждайте и доказывайте. 24. Разработайте и обоснуйте тематику опытов для внеурочной работы. 25. В настоящее время в методических пособиях для учителя и в статьях широко используется термин «моделирование». Объясните его содержание. Учебник используется по выбору студентов.
26. А. А. Плешаков в рекомендациях для учителя1 пишет о том, что в настоящее время нет единой оценки моделирования: одни методисты считают его методом, другие — методическим приемом. А как считаете вы? Докажите свою позицию по этому вопросу. 27. В методической литературе нет единой классификации моделей. В. В. Давыдов и А. У. Варданян выделяют два вида моделей — материальные (реальные, вещественные) и идеальные (воображаемые, мысленные). Н. Г. Салмина выделяет три вида — вещественные (конкретно, реально существующие предметы), графические (используются графические символы: точки, круги, прямые и т. д.) и символические (знаковые). В чем сходство и чем различаются эти классификации? Какие модели, по вашему мнению, наиболее часто используются при изучении естествознания? Аргументируйте. 28. В учебниках А. А. Плешакова часто используются модели цепей питания. Например: [осина | —»• [заяц] —»• |сова|. К какому виду моделей вы отнесете эту модель? Аргументируйте свой ответ. 29. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике для III—IV классов А. А. Плешакова на с.1182. Какой вид модели там представлен? Раскройте содержание модели и методику работы с ней. 30. Рассмотрите модель в учебнике для III—IV классов 3. А. Кле-пининой3 на с. 102. Какой вид модели изображен там? Почему модель расположена после вывода? Какова методика работы с ней? Свой ответ обоснуйте. 31. Как вы считаете: запись состояния погоды текущего дня — это модель или нет? Запишите погоду текущего дня с помощью условных обозначений и ответьте на вопрос. 32. Составьте модели, которые можно использовать при изучении вопроса «Вода в природе». Обсудите устройство и действие моделей на занятиях. 33. Какие задания для составления моделей дома можно предложить ученикам I, И, III и IV классов? Проанализируйте разработанные задания и дайте им оценку. 34. Приведите примеры моделирования по следующим направлениям: а) достраивание схемы; б) видоизменение схемы, ее переконструирование. Раскройте методику работы со схемами. 35. В методической литературе утверждается, что работа с моделями помогает включить детей в активную умственную деятельность, способствует более глубокому и быстрому усвоению материала. Насколько правомерно это утверждение? Рассуждайте и доказывайте. В настоящее время в практике обучения естествознанию широко используются элементы проблемного обучения. Рассмотрите схему основных понятий проблемного обучения1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемная ситуация Проблемный вопрос Проблемное задание Раскройте содержание каждого понятия и объясните соподчинение их в схеме. 36. Докажите, что для осуществления проблемного обучения учителю необходимо иметь систему проблемных заданий и вопросов. Приведите примеры. 37. Вы знаете, что проблемные ситуации могут быть нескольких видов2. Прочитайте приведенные здесь примеры и определите, какой вид ситуации реализован в каждом из них: а) на уроке «Растения зимой» дети знакомятся с новым понятием «почка». Что это за часть растения? Школьники знают, что у растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. А что же такое почка? Путем наблюдений учащиеся выясняют, что почка — это неразвитый стебелек с листьями, что образование почек у лиственных деревьев и кустарников является приспособлением к неблагоприятном условиям зимы; б) на уроке по теме «Термометр» проводится опыт: в три сосуда налита вода разной температуры — горячая (+50—55 °С), холодная (+5—6°С), комнатной температуры (около +20 °С). Двум ученикам предлагается опустить руку: одному — в первый, другому — в третий сосуд, а потом эту же руку каждому учащемуся опустить во второй сосуд и сказать, какая, по их ощущению, вода во втором сосуде: холодная или теплая? Мнения учеников будут разные; 1 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы. — М.: Новая школа, 1994. — С. 26. 2 Плешаков А. А. Природоведение. III—IV кл. — М.: Просвещение, 1997. 3 Клепинина 3. А. Природоведение. III—IV кл. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1996. Схема разработана И. В. Душиной. Ногорелова Н. А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения в сб.
в) выявляя причины сезонных изменений в природе, учитель задает вопрос: «Почему осенью становится холоднее?» Дети отвечают, что Солнце осенью поднимается не так высоко над горизонтом, как летом. «Как доказать, что осеннее Солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом?» — спрашивает учитель; г) при знакомстве с полезными ископаемыми края учительница спросила детей: «Почему человек так ценит торф?» Ответ на него дети получили при выполнении опытов и наблюдений. Если вы затрудняетесь в выполнении какого-либо из этих заданий, то обратитесь к соответствующей главе учебника. Свои ответы обоснуйте. 38. Обсудите подготовленные вами фрагменты уроков, содержащие проблемную ситуацию. При этом обратите особое внимание на обучение учащихся приемам решения проблем. Оцените эти приемы. 39. В статье Харитоновой Л. А.1 приводятся примеры проблемных вопросов, заданий и задач. Вот некоторые из них: а) известно, что почва, Солнце, осадки — объекты неживой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга? б) почему может быть, что у двух растущих рядом берез разная окраска листьев? в) рассмотрите на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходства и различия; г) почему на лугу, где паслись козы, часто не цветут растения? Определите, какой из примеров можно отнести к задаче, вопро^ су, заданию. Оцените их содержание. Ответы обоснуйте. Приведите свои примеры. 40. Подумайте, почему использование проблемных ситуаций называют одним из условий формирования познавательного интереса к природе? 41. Приведите примеры проблемных вопросов и задач из учебников природоведения, естествознания2. 42. В методике разработана следующая последовательность обучения решению проблем: 1 этап — выявление противоречий, заложенных в вопросе, задании; 2 этап — формулирование гипотезы; 3 этап — доказательство гипотезы или ее опровержение; 4 этап — обобщение, формулирование общего вывода. Как вы считаете, можно ли этот подход реализовать при обучении начальному естествознанию? В ответе объясните, почему так считаете. 1 Харитонова Л. А. Проблемные ситуации на уроках природоведения. Ж. «Начальная школа», N° 6, 1999. 2 Учебник выбирается по усмотрению студентов. Глава VI
|