Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика повторения учебного материала
Выше было показано, что повторение в той или иной мере имеет место почти на каждом уроке. Оно выполняет важные образовательные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы ребенка, формирует
навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса, а значит где-то избежать «топтания на месте», где-то восполнить упущенное и т. д. В большинстве случаев материал каждого урока опирается на содержание предшествующих уроков, вытекает из этого содержания. Поэтому в ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает восприятие его ребенком как некоторой целостной структуры. Традиционно повторение проводится в начале урока. В этом есть определенная логика, вытекающая из его функционального назначения. Вместе с тем это не является абсолютно обязательным: повторение может быть проведено в конце урока, в процессе изучения нового материала, возможны уроки без повторения. Этап повторения не рекомендуем растягивать во времени: продолжительность его на уроке 5—7 мин, лишь в исключительных случаях он может продолжаться до 15 мин. Остановимся подробнее на методике повторения. Мы выделяем два вида повторения: устное и фиксированное. Каждое из них может быть организовано и как фронтальное, и как индивидуальное. При устном фронтальном повторении основным методом является беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, создает благоприятные условия для организации общения между учащимися, введения в это общение элементов дискуссий, что очень важно для реализации развивающего обучения. Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затрудняет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда — умение передавать в связном рассказе свои научные знания. Без этого навыка ученик будет испытывать серьезные трудности в обучении в средних и старших классах, где идет освоение основ наук. Эти негативные стороны фронтального повторения компенсирует другой вид — индивидуальное устное повторение. Сущность индивидуального устного повторения заключается в том, что дети на предложенный учителем вопрос или задание должны ответить связным рассказом. Индивидуальное устное повторение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Его провести гораздо труднее, чем фронтальное повторение, т. к. в этом случае значительно ниже бывает активность класса. Не все дети могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Учителю приходится прибегать к дополнительным приемам активизации внимания. Можно, например, предложить классу прослушать ответ товарища, сделать необходимые дополнения, исправления, помочь выйти из затруднительного положения, задать отвечающему вопросы и т. п. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. Ребенок не только должен знать материал, но и работать над формой его изложения. В младших классах индивидуальное повторение проводится значительно реже, чем фронтальное, но отказываться от него совсем не следует, т. к. оно имеет и положительные стороны. Во-первых, такое повторение положительно влияет на развитие мышления ребенка, приучает его связно, в определенной логической последовательности излагать свои мысли. Во-вторых, при таком повторении учебный материал представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение. Успеху индивидуального устного повторения способствует следующая методика. Учебный материал, предназначенный для повторения, разбивается на 2—3 или 4 законченные части. К каждой части формулируется вопрос или задание. Предъявив его классу, не торопитесь вызывать ученика. Предложите сначала составить план ответа. На первых порах такой план составляется коллективно, он может быть записан на доске. Типология вопросов здесь та же, что и для беседы. Вопросы издания могут быть взяты из учебника. Постепенно советуем отходить от коллективного составления плана, пусть дети составляют его самостоятельно. Затем надо дать учащимся время на обдумывание содержания ответа. Только после этого конкретный ребенок может быть вызван для ответа. При этом дети могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником. Как видим, данный вид повторения практически не выполняет контролирующей функции. Основная его задача — развивающая, а именно, развитие умения передавать свои научные знания в связной речи. Это очень важно для решения проблемы преемственности. В старших классах изучаются основы наук. Здесь индивидуальное устное повторение является основным видом повторения на уроках. Поэтому, обучая младших школьников такому повторению, мы облегчаем его переход на новую образовательную ступень. Следующий вид повторения — это так называемое фиксированное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении дети отвечают на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то подчеркнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы или явления и т. п. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов. Приведем примеры заданий для фиксированного повторения. 1. Вычеркните лишнее: роса, медведь, подорожник, сосулька, камень, паук, береза, ива, туча, снежинка. Напишите, какую группу предметов обозначают оставшиеся слова: ________. А какую — вычеркнутые: ________. 2. Приведите три примера разных явлений природы. 3. Отметьте знаком «+», в каких из перечисленных групп животных есть домашние: насекомые, рыбы, птицы, звери. 4. Продолжите таблицу по образцу:
5. Стрелками покажите причины отлетов птиц Изменение окраски листьев Замерзание водоемов Понижение температуры Исчезновение насекомых 6. С чем связаны весенние изменения в жизни растений. Подчеркните ответ, который вы считаете правильным: с изменением температуры воздуха; с появлением детенышей у животных; с увеличением продолжительности светового дня; с началом весеннего сева. 7. Какое свойство воды вынудило людей придумать ведро? 8. Воздух постоянно перемещается. Какое явление в природе связано с этим его свойством? 9. Перечислите органы дыхания человека. 10. Допишите предложения. Перед приемом пищи надо _____________. Утром и вечером надо ________________. 11. Пользуясь глобусом, напишите, какой материк находится к югу от Северной Америки. Учителю следует помнить, что в любой вид повторения важно включать задания, требующие практического приложения знаний. Например, ребенок не просто рассказывает о лиственных и хвойных деревьях, но и находит ветки этих деревьев среди живых или гербар-ных экземпляров, показывает эти растения на таблицах, рисунках. В некоторых случаях ребенку можно предложить собрать простую установку для опыта, а иногда и повторить опыт. В ходе повторения учащиеся пользуются наглядными пособиями, в первую очередь теми, которые применялись при изучении нового материала, хотя не исключена возможность использования и других наглядных пособий. Последнее позволит учителю проверить степень осознанности усвоения учащимися изученного материала. Действительно, ученик должен применять знания в новой ситуации, что сделать довольно трудно без достаточного уровня понимания изученного. Итак, выше рассмотрены разные формы повторения учебного материала. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Поэтому в начальной школе по курсу естествознания важно умелое сочетание разных форм, видов повторения и вариантов их организации.
|