Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природный капитал
Северная Западная Ближний Северная Южная Россия Америка Европа Восток Африка Азия Рис 1.2.1 Соотношение видов капитала на различных континентах Приведенные диаграммы показывают, что в структуре национального богатства доминирует «человеческий капитал», составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства, Таким образом, подтверждается тезис о том, что в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического развития, на поддержание которых в мире ежегодно тратится 15-20 трлн. долларов. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентноспособной системы образования не может быть конкурентноспособной экономики. Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. Применительно к России правительство не должно связывать стратегию ее развития, опираясь только на ее природные ресурсы, образно говоря, оно не должно связывать судьбу России только с газовыми и нефтяными трубами. Сказанное относится к образовательной политике, которая должна учитывать следующие факты [1]. Образовательная сфера в развитых странах давно превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1, 7 - 1, 9 единиц произведенного ВВП. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России в первой декаде XXI века. Как показывает опыт многих стран, только ее опережающее развитие одновременно формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Политика государства должна быть направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном плюралистическом меняющемся мире. Для этого необходима гибкая и точная адаптация системы образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, формирование способности к продуктивному труду и социальному партнерству. Таким образом, невнимание к образованию следует рассматривать как разбазаривание человеческих ресурсов и пресекать попытки сократить масштабы как системы образования в целом, так и системы высшего образования. Социальная значимость высшего образования в условиях рыночной экономики, его прагматическая ценность позволяет специалисту с высшим образованием достойно продать свои интеллектуальные услуги работодателю. В настоящее время прагматическую ценность образования, можно количественно косвенно оценить по уровню безработицы среди людей, имеющих различный уровень образования. Эти отклонения хорошо иллюстрируются показателями безработицы в мире в зависимости от уровня образования (Рис 1.2.2)
13, 6 13, " 15, 9
10, 3 А12, 7 / \
" •\ГИ 11, 8 \ 88 / 7, 7
..^ А--^ж 6, 5 4 8 5, 6
•" 4, 8#-
|