Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Среднее
Полное Среднее Высшее Рис 1.2.2 Показатели безработицы среди активной части населения в зависимости от уровня образования Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. При стабилизации расходов на финансирование других отраслей социальной сферы государство должно сосредоточить прирост средств именно на улучшении образования. Можно утверждать, что если пенсионная система воздает прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают настоящее, то образование работает на будущее страны. Его развитие является, по сути дела, условием развития других отраслей социальной сферы. Образование задает динамику качественного развития общества. Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования осталась одним из немногих полей национального согласия, объединительным общественным фактором. Образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший период. Осознание того, что будущее человечества, его выживание связано с дальнейшим развитием науки и образования, привело к значительному расширению охвата молодежи соответствующих возрастных групп образованием. К началу 90-х годов число учащихся в мире в сравнении с 1960 годом утроилось и достигло более 900 млн. чел. Численность студентов очных отделений вузов США увеличилась в период 70—8О гг. с 5, 5 млн. человек до 7, 3 млн. человек, или в 1, 4 раза, а численность студентов дистационного обучения — с 2, 4 млн. до 5.5 млн. чел. или в 2, 3 раза. Среднегодовые темпы роста дистанционников в Великобритании в тот же период составили 10, 8%, а студентов -очников — только 2, 3 %. Применительно к России также прослеживается тенденция увеличения численности поступающих в ВУЗы. По данным Центра исследований и статистики науки, если в 1990 году численность студентов была 190 человек на 10 000 населения, то в 1998 году уже 245 человек. В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве. Основной социальной ценностью становится не государство, не общество, не социальная группа, а отдельный индивидуум, возрастает роль индивидуального труда и образования. В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в образовании всех членов общества, которое должно стать непрерывным, доступным, развивающим и опережающим. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения этих потребностей. О спросе на образование говорит и неуклонный рост конкурса на вступительных экзаменах. Если в 1992 году было 185 чел. на место, то в 1999 году 203 человека на место. Примечательным фактом в системе образования становится устойчивая тенденция увеличения доли студентов, сочетающих учебу с трудовой деятельностью, сопровождающаяся быстрым развитием и широким применением разнообразных технических средств, обеспечивающих высокий качественный уровень обучения. Среди них: - компьютерная и информационная технологии; - спутниковые системы связи; - учебное (включая кабельное) телевидение, видеокассеты; - массовая телефонизация с возможностью доступа к информационным системам; - глобальные и региональные сети (Интернет и т.д.). Современные сетевые технологии становятся неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире, чем определяются достаточно большие инвестиции в эту область в настоящее время. Например, в США в 1998-99 учебном году различными университетами и корпорациями было израсходовано почти 2 миллиарда долларов на проекты по созданию, развитию и поддержке новых форм университетского и постуниверситетского образования, поскольку: • по оценкам экспертов в США за период с 1998 по 2004 год у них должны пройти переквалификацию около 25 миллионов работников; • компании намерены повышать квалификацию своих сотрудников, не отрывая их от основной деятельности; • студенты-очники хотят создать комфортные условия для своего обучения, позволяющие подрабатывать в процессе обучения. Аналогичные проблемы встают и перед российской высшей школой. Информационное общество предъявляет весьма жесткие требования к уровню квалификации и времени переобучения работников, поэтому существующая схема “университет, преподаватель и его профессиональные знания” объективно заменяется новой “ студент и его потребности в образовании ”. Образование должно стать доступным любому человеку, в любом месте, в любое время и по любой специальности. Значимость современного образования требует, как обоснованно считают большинство исследователей радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Это характерно не только для российской системы, но и для всех систем образования в мире, и часто называется кризисом образования. Над проблемой определения стратегии реформирования и дальнейшего развития системы образования работают сейчас специалисты многих стран мира. Так, например, Япония формирует свою новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года, а Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приступила в 1998 году к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года», в котором значительное внимание уделяется облику перспективной системы образования. Предложения по реформированию системы образования в последние годы активно разрабатываются и обсуждаются в России, результатом, в частности, явилась «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», которая будет утверждена Федеральным законом и станет концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 года. Это будет подробно обсуждаться в разделе 1.5. В заключение раздела обозначим мировые тенденции развития высшего образования, содержательное наполнение перечисленных пунктов будет проясняться по мере изучения учебного пособия: 1. фундаментализация высшего образования; 2. индивидуализация образования; 3. теоретизация образования; 4. плюрализм в высшем образовании; 5. акселеризация высшего образования.
|