Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корпоративное обучение
С дистанционным обучением (ДО) в значительной степени связано и расширение деятельности компаний, прежде всего транснациональных, по созданию собственных учебных заведений, так называемых корпоративных университетов. Компании, деятельность которых носит транснациональный характер, готовят кадры, работающие в их филиалах в различных странах мира в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами. По некоторым оценкам, за последние 15 лет число корпоративных университетов в мире увеличилось с 400 до 2000. Больше всего их насчитывается в США (свыше 100). Американские корпоративные университеты превратились в громадные многонациональные учебные заведения с многочисленными студенческими городками. Корпоративные университеты активно внедряют информационные технологии в учебный процесс, развивают дистанционное обучение. Усиление конкуренции со стороны корпоративных университетов заставляет традиционные учебные заведения активизировать усилия за сохранение своих позиций на рынке образовательных услуг, в том числе международном. Таким образом, в последние годы все чаще ДО находит широкое применение в корпоративном обучении, где крупные производственные фирмы реализуют подготовку и повышения квалификации своих сотрудников используя для этих целей сеть Internet или же свои собственные корпоративные сети. Так, например, американская компания Sun Health-care Group, занимающаяся оказанием медицинских услуг и имеющая годовой оборот в 3 млрд. долларов, создала сеть дистанционного обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему миру. Это позволило компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы обучения создаются также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Сотрщ Сотршег и Не^1еи-Раскагс1. По оценкам аналитиков исследовательской корпорации ГОС (США) совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения в США может достигнуть в 1999 году значения в 1, 1 млрд. долларов. Корпоративное обучение получило широкое распространение не только за рубежом. Рассмотрим, для иллюстрации, как организовано корпоративное обучение в системе непрерывного фирменного профессионального образования РАО " Газпром" при повышении квалификации руководителей и специалистов, базирующееся на использовании технологий ДО. Поскольку задача предприятий состоит не только в правильном отборе персонала, принимаемого на работу, но и в обеспечении его развития в процессе трудовой деятельности, то поддержание и развитие деловых качеств персонала обусловлено все возрастающими требованиями производства и качества труда, технической эволюцией и завоеванием рынков сбыта. В процессе деятельности всегда возникают вопросы ротации и роста кадров, вследствие чего персонал должен быть подготовлен к продвижению по служебной лестнице. РАО " Газпром" - одна из немногих российских компаний, создавших и развивающих в настоящее время систему повышения квалификации своих сотрудников в рамках системы непрерывного фирменного профессионального образования. Эта система, созданная для реализации Положений кадровой политики, предусматривает периодическое (от 1 до 5 лет) повышение квалификации всех руководителей и специалистов. Рис. 1.4.1 Уровни системы непрерывного обучения РАО " Газпром" Повышение квалификации осуществляется по пяти основным уровням (рис. 1.4.1). На каждом из этих уровней предусмотрено главное направление обучения (рис. 1.4.2.).
Стратегический менеджмент Технические дисциплины Рис. 1.4.2 Приоритеты системы непрерывного образования РАО " Газпром" Для каждого уровня обучения разработан типовой план повышения квалификации. Для специалистов типовой план охватывает весь период производственной деятельности (25-30 лет) (рис. 1.4.3.). Деятельность работника на предприятии Рис. 1.4.3. Система непрерывного фирменного образования специалистов на производстве В промежутках времени между обручениями, а также в процессе обучения, предусматривается тестирование (оценка профессиональных и личностных качеств) с целью зачисления специалиста в резерв кадров на руководящие должности разного уровня. Для молодых специалистов и специалистов, впервые пришедших на работу в газовую отрасль, предусматривается специальная программа, позволяющая адаптировать специалиста к отрасли, определить его профессиональные качества и привить фирменные традиции. Обучение резерва кадров производится в сжатый двухлетний период, связанный с подготовкой специалиста или руководителя для занятия вышестоящей должности. Системность фирменного образования обеспечивается планомерным обучением работников предприятий во время всей их профессиональной деятельности по заранее разработанным учебным программам с применением специальной учебно-методической литературы. Для этого создана сеть учебных заведений и банк учебно-методических материалов, включающий для 97 специальностей: • паспорта рабочих мест; • учебные планы и программы; • учебно-методические пособия; • автоматизированные обучающие системы; • компьютерные тренажеры-имитаторы; • комплекты для дистанционного обучения; • деловые игры. Ежегодно по заявкам предприятий разрабатывается и реализуется План повышения квалификации персонала РАО " Газпром" Рис 1.4.4. В числе учебных организаций, с которыми сотрудничает РАО " Газпром", в сфере обучения персонала Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Международная школа бизнеса, Институт международного менеджмента. Осуществляется программа зарубежных стажировок для руководителей и специалистов разных уровней в учебных центрах Бритиш Газ, Газ де Франс, БАСФ, Винтерсхалл и Рургаз. Для обучения руководителей и специалистов без отрыва от производства разрабатываются и направляются на предприятия лекции, учебно-методические пособия, комплекты дистанционного обучения и компьютерные обучающие системы. Реализация обучения персонала осуществляется на базе институтов повышения квалификации, учебных центров, факультетов повышения квалификации и учебно-курсовых комбинатов. Рис. 1.4.4. Формирование типового плана обучения Материальная база организаций, работающих в системе непрерывного образования в газовой отрасли, позволяет организовывать обучение персонала в соответствии с современными требованиями к уровню знаний по всем направлениям основной деятельности РАО " Газпром". Учебные заведения располагают хорошо оснащенными аудиториями, компьютерными классами, высокопрофессиональным штатом преподавательского состава. Учебно-методическое обеспечение Для методического обеспечения системы непрерывного образования создан банк учебных программ, лекций, автоматизированных обучающих систем АОС, имитационных тренажеров, деловых ситуационных игр, комплектов дистанционного обучения, учебных видеофильмов и другой учебной литературы, который в настоящее время насчитывает 838 наименований по 97 специальностям. Для повышения эффективности обучения разработаны 76 АОС и 49 тренажеров-имитаторов по основным направлениям деятельности РАО " Газпром". При обучении специалистов широко используются новые методы и принципы обучения. Они позволяют активизировать сам процесс обучения, приблизив его к решению профессиональных задач обучающегося за счет использования тренажеров нового поколения, работающих в виртуальном пространстве со звуковым сопровождением, с реальной системой автоматического управления объектом, например с АСУ " Прогресс-Ц2". С целью организации обучения непосредственно на рабочих местах предприятиям передано 198 автоматизированных обучающих систем и 86 комплектов имитационных тренажеров. Разработано 9 комплектов дистанционного обучения, отснято 32 учебных видеофильма. В 1995 году впервые было организовано обучение персонала дочерних предприятий с применением дистанционных деловых игр " Планирование карьеры руководителя" и " Организация маркетинговой деятельности"). Таким образом, повышение квалификации руководителей и специалистов является одной из основных сфер деятельности службы управления персоналом РАО " Газпром". Ее суть заключается в формировании необходимого для выполнения производственных задач кадрового потенциала, обладающего необходимыми знаниями и профессиональными навыками, адекватно реагирующего на изменения рынка. Исходя из основных направлений развития РАО " Газпром", Положений системы непрерывного образования и потребностей предприятий ежегодно разрабатывается План повышения квалификации, выполнение которого контролируется Управлением кадров и социального развития. В соответствии с этим планом система непрерывного образования персонала на втором и на третьем уровне ставит целью развитие не только чисто профессиональных знаний, но и специальную подготовку в области экономики, работы с персоналом и делового имиджа. Значительная программа обучения руководителей и специалистов осуществляется в рамках сотрудничества с европейскими газовыми компаниями. Значительное возрастание диверсификации производства, бурный рост новых технологий и переход на новые методы хозяйствования требуют от специалистов современных знаний в области управленческой деятельности. Для решения этой задачи в РАО " Газпром" создается программа получения второго образования на спецфакультетах, в институтах и академиях. В рамках этой программы предусматривается возможность получения специалистами второго диплома на базе учебно -исследовательского центра ГАНГ имени И.М. Губкина и Санкт-Петербургского международного института менеджмента. Большое внимание уделяется в отрасли подготовке кадров для научных подразделений кандидатов и докторов наук, так как перспективы развития газовой отрасли связаны прежде всего с развитием и внедрением наукоемких технологий, базирующихся на достижениях фундаментальных наук. Разработка и научное сопровождение научно-технических программ. ведется в 14 научных организациях, в которых трудятся более 5000 человек. Постоянное совершенствование отраслевой системы обучения персонала и повышение профессионального потенциала газовой промышленности требуют вложения значительных средств. Затраты РАО " Газпром" на повышение квалификации и обучение руководителей и специалистов в 1995 году составили около 60 млрд. рублей. Контингент обучаемых в системе непрерывного фирменного профессионального образования РАО " Газпром" включает в себя в значительной степени руководителей и специалистов, связанных управлением большими системами, напряженностью ритма работы, повышенной ответственностью за принимаемые решения, имеющие, как правило, практический опыт работы. Отвлечение от рабочих мест на продолжительный период нежелательно для производства. Поэтому срок обуч0ения должен быть минимальным ограничен за счет уплотнения учебных программ и повышения информативности занятий. С этой целью в отрасли разработана компьютеризированы система повышения квалификации. Термин " компьютеризированная" поясняет тот факт, что в практические занятия проводятся в компьютерном классе на персональных ЭВМ, и компьютерные программы реализованы форме автоматизированных обучающих системах (АОС), тренажеров и составляют единую методическую информационно-вычислительную базу. Таким образом, совершенствуя традиционные формы обучения и развивая технологию дистанционного обучения системы непрерывного фирменного профессионального образования, РАО " Газпром" сможет вести целенаправленное обучение руководителей и специалистов по личностно-ориентированным учебным планам (траекториям), учитывающим способности и желания обучающихся. Описанная выше мощная система корпоративного обучения эффективно функционирует, используя технологии ДО.
|