Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система образования России






Чтобы представить себе, о чем пойдет речь можно дополнить название раздела после проставленного знака двоеточие словами «ретроспектива и перспектива». Кроме того, обсуждая систему образования России, ограничимся определенными рамками и основное внимание уделим высшему образованию. Но прежде кратко остановимся на исторических аспектах становления и развития высшего образования в России[1].

Высшее образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Создаваемые ею все виды высших учебных заведений являлись государственными, т.е. содержались на средства государства, и их имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу.

Согласуясь с потребностями военно-феодального режима России XVIII в., эти учебные заведения служили целям усиления военной и экономической мощи государства. При Петре 1 сама учеба в вузах рассматривалась как служба: обучающийся получал жалованье, а за неисполнение своих обязанностей подвергался серьезным служебным взысканиям. Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении обучающимися сугубо профессиональных навыков; общеобразовательная составляющая в них


присутствовала постольку, поскольку приобретение профессиональных умений требовало некоторых конкретных знаний а области точных наук (арифметики, фортификации, баллистики). Этим объясняется крайне сдержанное отношение государственной власти к развитию университетского образования, которое в связи со своей нацеленностью на культурологическую функцию образования рассматривалось как источник западноевропейского вольнодумства и демократии. Ни в том, ни в другом авторитарное российское государство не нуждалось (добавим, и не только российское, а любое авторитарное). В этой связи первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук, до 1753 г. едва произвел один выпуск. Из 20 экзаменовавшихся девять были признаны окончившими первый курс: четверо - со степенью магистра, двое - со степенью адъюнкта, еще двое - «переводчиками» и один - «учителем гимназии». В 1766 г. этот университет был закрыт.

Открытый В 1755 г. на основании указа Елизаветы Московский университет стал более удачной попыткой создания культурного и научного центра. Программа этого университета, разработанная М.В.Ломоносовым, предусматривала для студентов всех факультетов (медицинского, философского и юридического) трехлетний общеобразовательный (подготовительный) курс, включающий математику, физику, философию, экономические, исторические и так называемые словесные науки, а затем по его окончании -четырехлетнее обучение на профилирующих на каждом факультете кафедрах. Еще одно существенное замечание. В отличие от западноевропейских университетов, основателем которых являлась, как правило, церковь, в российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие. Пояснение этому дал М.В.Ломоносов, который считал, что «попечение о богословии справедливо оставлять святейшему Синоду».

Однако невостребованность обществом университетского образования обрекала университет на весьма трудное существование. В 1765 г. в ответе на запрос Екатерины II профессора университета указывали причины его упадка: недостаточность средств и отсутствие автономии. Профессора предлагали ввести выборы деканов, ректора (вместо назначаемого правительством «директора»), предоставить реальную дисциплинарную власть в университете выборной конференции (совету). Они также требовали, чтобы до окончания обучения студентов не призывали на службу, улучшили материальное положение профессоров и обеспечили их пенсией.

Только а начале XIX в. с введением государственного экзамена на чин (реформа М.М.Сперанского) университетское образование приобретает социальный статус как важнейшее звено подготовки чиновничества. В XIX в. уставы российских вузов менялись неоднократно. При этом изменялись и многие характерные черты


системы высшего образования (доступность, демократичность и т.п.).

Из прошлого вернемся в настоящее время и дадим краткую характеристику российской системы образования, опять же, базируясь на материалах Ю.Г. Татура.

До 1991 г. развитие образовательной системы России рассматривалось в контексте единой концепции развития образования в СССР, частью которого являлась РСФСР. Таким концептуальным документом в то время являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в республике. Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б.Н.Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования». Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России (далее — Программа-92).

Программа-92 носила законченный, системный характер, представляя собой проект развития высшего образования в России на концептуальном и технологической уровне. Авторы проекта избрали эволюционный путь развития отечественной системы высшего образования, твердо стоя на позиции уважения к ее традициям и завоеваниям. Общая цель — «развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала России», была на основании проведенного анализа социально-экономических факторов развернута и конкретизирована в совокупность стратегических целей, среди которых важнейшими были:

• повысить образовательный уровень населения России в среднем
до 14, 5 лет к 2006 г., предоставив каждому гражданину республики
возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития
посредством получения высшего образования и квалификации в
соответствии с его способностями и знаниями;

• обеспечить широту и качество образования, повышающего
профессиональную мобильность и социальную защищенность личности,
в условиях рыночной экономики. Разработать многоуровневую систему
высшего образования и начать ее реализовывать в 1992—1993 гг.

Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:


принцип саморазвития — децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач:

принцип качества — обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;

принцип разнообразия — обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;

принцип единства — обеспечение преемственности и необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках, системы непрерывного образования;

принцип равенства — создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования, реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;

принцип эффективности — удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами.

Вместе с тем, ориентируясь на объявленные Правительством Российской Федерации показатели роста экономики в ближайшие годы, Программа-92 оказалась слишком оптимистичной. На многие ее проекты, такие, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы и другие, не было выделено средств, и они не были выполнены в намеченные сроки.

Одним из проектов, предусмотренным Программой-92, явилось создание государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Постановление Правительства РФ №773 от 10 августа 1993 г.), который на организационно-нормативном уровне закрепил бы предложенные новации в сфере диверсификации и обновления содержания образования. Определяя уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса, ГОС ВПО, таким образом, должен был стать ключевым нормативным документом системы высшего образования.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят Федеральный закон " Об образовании" (редакция 1996 года) и Федеральный закон " О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). Федеральная программа развития образования. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.

Первый из них является базовым, поскольку относится ко всей системе образования и в первоначальной редакции был принят в 1992 г., а второй может рассматриваться как дополняющий, так как он


раскрывает базовый в области правовых отношений в сфере высшей школы.

Что же представляет собой российская образовательная система? Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность:

• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

• образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В отношении высшей школы федеральный закон Российской Федерации " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" добавил к данному в базовом законе определению еще два элемента, один из которых включает учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования, а другой — общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы профессиональных ассоциаций и обществ, научные и методические советы и иные объединения).

Под термином " образовательная программа" (ОП) понимается целостная программа определенного уровня образования, классифицированного в качестве образовательного ценза. Если на данном уровне образования, как это, например, имеет место в профессиональном образовании, имеются различные направления подготовки или специальности, определяемые профилем работы будущего специалиста, то по каждому такому направлению или специальности формируется своя образовательная программа. Все они относятся к одному образовательному уровню. Такая сущность образовательных программ делает их базовым элементом (первым элементом) российской системы образования. Иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ. В ней имеются одиннадцать ступеней, относящиеся к шести уровням образования. Дошкольное образование не принимается во внимание, так как это скорее не ступень, а нулевая отметка, поскольку его получение не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы. Две первые ступени — начальное общее образование и основное общее образование, обязательны для всех граждан России.

Следующая ступень ведет к среднему (полному) общему образованию (второй уровень). Поднявшись на эту ступень, человек оказывается, образно говоря, на лестничной площадке, от которой отходят в разных направлениях три лестничных марша. Первый лестничный марш состоит из двух ступеней третьего уровня и ведет к получению начального профессионального образования длительностью


в один год (первая ступень) или начального профессионального образования повышенного уровня, требующего дополнительного года обучения и ведущего к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации (вторая ступень).

Другой лестничный марш ведет на четвертый уровень образования (среднее профессиональное образование). Можно на этом пути преодолеть одну ступеньку длительностью два-три года и получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием, а можно шагнуть еще на одну (плюс год обучения) и добавить к своей квалификации слова " с повышенным уровнем подготовки". Отметим, что образовательные программы третьего и четвертого уровней можно начать осваивать на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в этом случае, продолжительность таких программ увеличится на один-два года.

И, наконец, по третьему лестничному маршу можно подняться на пятый уровень образования — это высшее профессиональное образование. Рассмотрим его более подробно.

На уровне высшего образования имеются три ступени. Поднявшись на одну из них, по образовательной программе длительностью не менее четырех лет можно получить квалификацию бакалавра. На последующих двух — соответственно квалификацию специалиста или магистра. Согласно федеральному закону " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" образовательные программы, ведущие к квалификации " специалист" и " магистр", могут реализовываться как по ступеням, так и непрерывно, причем минимальный срок освоения первой из них составит пять лет, а второй

— шесть. (К моменту выхода в свет этого закона в Российской высшей
школе, согласно Правительственному постановлению, ступени
обозначались как уровни, и ступенчатая подготовка предполагалась
только по схеме бакалавр — магистр. Подготовка специалиста
определялась как самостоятельная программа.). Лица, имеющие
начальное или среднее профессиональное образование
соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное
образование по сокращенным ускоренным программам.

Программы подготовки специалиста и магистра не имеют иерархических отношений и не находятся в отношении " последующая

— предыдущая". Различия между ними заключаются в том, что
программа подготовки специалистов более практически
ориентированная, а программа подготовки магистров акцентирована на
научно-педагогический вид деятельности выпускника.

На самом верху этой иерархической лестницы находится шестой уровень — послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре. Право осваивать программы данного уровня могут лица, имеющие квалификацию специалиста или магистра. Срок обучения в


очной аспирантуре три года. Защитившие диссертацию получают первую ученую степень — кандидата наук.

Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Другими словами, документ об окончании полной средней школы открывает дорогу его обладателю в вуз любого профиля. А поскольку образовательные программы начального и среднего профессионального образования включают программу среднего (полного) общего образования, то и документы об окончании соответствующих образовательных учреждений также дают право их обладателям поступать в вузы. Основным инструментом, обеспечивающем на национальном уровне качество и преемственность образовательных программ являются государственные образовательные стандарты (ГОС), подробное описание которых будет представлено в разделе 3.2.

Как уже отмечалось, на каждом уровне послесреднего образования для подготовки специалистов используется не одна, а множество образовательных программ, отличающихся своей направленностью на ту или иную профессию или специальность.

Все описанные уровни и ступени (согласно МСКО – международной стандартной классификации образования)) относятся к " традиционному" или " формальному" образованию". Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. За рамками, очерченными этими основными образовательными программами, лежит значительное образовательное поле — дополнительное образование, описываемое программами дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере надобности, поскольку, согласно закону " Об образовании", " реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства". Часть дополнительных образовательных программ может быть освоена лицами в период их обучения в рамках формального образования. Так, широкой известностью в России пользуется сеть музыкальных школ, реализующих дополнительные программы музыкального образования. В них, как показывает практика, дети учатся параллельно с обучением в общеобразовательной школе. Все большую популярность у студентов приобретают различные дополнительные экономические курсы, курсы иностранных языков, которые они осваивают на факультативной основе, и т.д. Однако основная масса программ дополнительного образования предназначена для лиц, уже " вышедших" из формальной образовательной системы. Назначение этих программ — непрерывное повышение квалификации тех, кто ощущает необходимость в пополнении или обновлении своих знаний. Именно


совокупность основных и дополнительных образовательных программ представляет собой основу российской системы образования.

Вторым элементом образовательной системы России является сеть образовательных учреждений (ОУ) различных типов и видов. Образовательным, согласно закону " Об образовании", является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, а также регламентация деятельности, (включая обязательное содержание устава образовательного учреждения), управление государственным и негосударственным образовательным учреждением, общие требования к организации образовательного процесса определены законодательством. Отметим, в связи с этим, лишь некоторые особенности установленных норм, существенные для последующего изложения материала.

1. Наряду с органами государственной власти и местного
самоуправления учредителями образовательного учреждения могут
выступать организации всех форм собственности, в том числе
иностранные, общественные и религиозные организации, а также
граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Это означает,
что по своим организационно-правовым формам образовательные
учреждения могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными (частными, учреждениями общественных и
религиозных организаций и т.п.).

2. Учебно-методическая документация, определяющая
организацию учебного процесса (образовательная программа, ее
разбивка по учебным курсам и годам обучения) разрабатывается и
утверждается образовательным учреждением самостоятельно.
Единственным нормативным документом в этой сфере, обязательным
для выполнения образовательными учреждениями, является ГОС. Все
остальные носят характер примерных, ориентирующих работу вузов по
созданию на их базе своей учебно-методической документации.

3. Для того, чтобы приступить к обучению школьников или
студентов, образовательное учреждение должно иметь лицензию на
право реализации образовательной программы соответствующего
уровня. Право же на выдачу документа об образовании
государственного образца образовательное учреждение получает после
успешного прохождения аттестации и последующей государственной
аккредитации, в ходе которых устанавливается соответствие уровня
подготовки его выпускников ГОС. Фактически речь идет о том, что
документ об аккредитации образовательное учреждение получает, если
результат его деятельности удовлетворяет общепризнанным нормам
качества,


В соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ образовательные учреждения могут характеризоваться типом и видом. Тип образовательных учреждений связан, в основном, с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, относящиеся к формальному образованию, могут быть причислены к следующим типам:

• дошкольным;

• общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

• профессиональным (начального, среднего, высшего, послеву-зовского профессионального образования).

Заметим сразу, что традиционно в России употребляются специальные наименования этих типов образовательных учреждений, как то: детский сад, школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, разделяются на следующие типы:

• учреждения дополнительного образования детей;

• учреждения дополнительного образования взрослых. Необходимо отметить, что тип образовательного учреждения

определяется наивысшим уровнем реализуемой в нем образовательной программы.

Второй характеристикой образовательного учреждения является его вид. Он зависит от направленности, реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Так, например, среди общеобразовательных учреждений, традиционно именуемых школами, появились гимназии; среди образовательных учреждений среднего профессионального образования имеются училища, техникумы, а с недавнего времени к ним добавились колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и др.

Третьим элементом образовательной системы России являются органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

• федеральные (центральные) государственные органы управления
образованием;


• федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными — федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Свыше 95% всех государственных вузов входят в систему различных федеральных министерств и находятся в ведении Министерства образования или других федеральных министерств. Негосударственные вузы непосредственно управляются учредителем и не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти.

Определим требования к системе образования.

Первая группа - доступность образования. Каждому гражданину, имеющему документ об общем среднем образовании государство должно предоставить возможность реализовать свое желание продолжить образование в вузе. Ограничение доступа в высшему образованию должно оцениваться личностью как справедливое. В связи с этим при приеме в вуз не должно быть каких – либо сословных и классовых привилегий, он не может зависеть от таких характеристик личности, как национальность, пол, религиозные и политические убеждения.

Вторая группа - требования к качеству образования. Высшее образование, завершающее подготовку человека к самостоятельной творческой деятельности, должно быть личностно и общественно значимым. Это означает, что, с одной стороны, образовательная система должна помочь человеку в качественном совершенствовании, с другой стороны полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь за их умелого использования.

Третья группа – требования, связанные с реализацией академических свобод студента в процессе обучения. Человек, переступивший порог вуза, должен быть уверен, что у него будет право выбирать и постоянно уточнять свою образовательную траекторию (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т.п.), а также в том, что в вузе взаимоотношения между студентами и преподавателями основаны на принципах взаимного уважения и доверия, а учебный процесс построен так, что не ущемляет прав человека, свободен от физического и психического насилия.

Высшая школа как часть системы образования должна обеспечить возможность получения личностного социально-знаниевого капитала, способного обеспечить не только высокую конкурентоспособность на рынке труда, профессионализм в специальных и сопредельных областях, но также и социальную вертикальную мобильность, означающую реальность статусного продвижения и участия в принятии компетентных управленческих решений.

В современных социально-экономических условиях система высшего образования в России, функционирующая в режиме


выживания, тем не менее должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т.д.) образования, которое позволяет менять профессиональную ориентацию в динамически изменяющихся рыночных условиях. В целом в перспективе, по оценкам экспертов, переход к постиндустриальному обществу потребует, чтобы не менее 40-50 % населения обладали высшим образованием. Высшая школа (ВШ) удовлетворяет потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и образовательные потребности личности.

Сказанное выше, хорошо иллюстрируется схемой структура системы образования, разработанная в НИИ высшего образования и представленой на Рис. 1.5.1.

Современная высшая школа, обладает мощным потенциалом (учреждений высшего профессионального образования насчитывается около 1 000 с численностью студентов 3 238 000, а учреждений дополнительного профессионального образования 778 с числом обучающихся 715 000 человек, в государственных вузах работают 276, 5 тыс. человек) не в полной мере может решить эти задачи. Особенно это заметно на примере ограничений по пропускной способности. Средний конкурс в высшие учебные заведения составляет в среднем 2, 3 человека на место, поэтому около 1.5 миллиона абитуриентов остаются за пределами вуза. В переподготовке по направлениям высшего образования нуждаются до двух миллионов человек, в том числе до 500 тысяч военнослужащих, увольняемых в запас при сокращении численности Вооруженных сил. Кроме того, современная традиционная система образования взрослых плохо справляется с решением задачи получения постоянно обновляющихся профессиональных знаний в течение всей жизни.

В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. По числу студентов на 10 000 населения мы вышли на показатель, равный 220, но только лишь потому, что значительное число студентов получают высшее образование с полным возмещением затрат. За счет бюджета у нас обучается 174 человека на каждые 10 000 населения. Для сравнения в 1970 году эта цифра составляла 204.

Таким образом, система образования сегодня - это 3 000 000 студентов и 250 000 преподавателей - это сила и богатство Отечества.


Рис. 1.5.1.


Отметим, что Российской системе образования присуще кризисное состояние. Приведем некоторые признаки кризис, характерной для российской системы образования:

• обострение проблем доступа к образованию. В последние годы в среднем в российские вузы подается на 100 мест приема подается около 200 заявлений. Только в России в результате высокого конкурса 1.5 миллиона абитуриентов остаются за пределами вуза. В переподготовке по направлениям высшего образования нуждаются до двух миллионов человек, в том числе до 500 тысяч военнослужащих, увольняемых в запас при сокращении численности Вооруженных сил.

• усугубление проблем качества и релевантности образования. В условиях, когда каждые 10-15 лет объем информации удваивается, учебник и учитель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.

• обострение проблем финансирования и управления проблемы
образования находятся на периферии общественного сознания. В стране
не востребуются интеллектуальные ресурсы. Социально-экономическое
положение страны привело к практически отсутствию финансирования
этой сферы со стороны государства. Только из федерального бюджета
объемы финансирования сократились почти вдвое с 1.27 % от ВВП в
1992 до 0.61 в 1998г;

•уменьшение числа преподавателей, их необходимой квалификации, особенно на периферии, престижности их работы и оплаты труда. Средний возраст профессорско-преподавательского состава 60-лет

•рост объемов и темпов научной информации, объем удваивается каждые 10-15 лет, а вместе с тем происходит сокращение иностранной и отечественной литературы в библиотеках;

• научные исследования и обучение студентов проводится на
устаревшем оборудовании (отставание на 8-12 лет). Происходит
сокращение объемов научных обменов;

•выделяется небольшая группа благополучных, процветающих вузов на фоне основной массы нуждающихся и слабых. На российский рынок образовательных услуг приходят зарубежные образовательные учреждения. Происходит ползучий процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию. Условия обучения и воспитания нередко зависят теперь от материальных возможностей родителей и обучающихся.

• недооценивается образованность как духовно-нравственная
ценность, как критерий подлинной интеллигентности. В духовной
области наступают провалы.

Исследование рынка труда в Росси в последние пять лет показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в


образовательных услугах, которые традиционная система образования дать не может. Это, например:

• лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;

• специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

• лица, готовящиеся к поступлению в вузы;

• лица, не имеющая возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (вахтовики, моряки и т.п.),

• руководящий и командный состав Вооруженных сил, периодически требующий переподготовки и повышения квалификации;

• офицеры, увольняющиеся из Вооруженных Сил России, МВД, Погранвойск и члены их семей;

• лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, МВД и погранвойск;

• высвобождающиеся и требующие переподготовки специалисты конверсионных предприятий военно-промышленного комплекса;

• уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в Федеральной Службе Занятости;

• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

• иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Эти факты говорят о том, что современная традиционная система образования взрослых, хотя и являются мощной и достаточно плодотворной, но не справляется с решением основной части образовательных задач, в частности, получением постоянно обновляющимися профессиональными знаниями в течение всей жизни. Она должна в полной мере обеспечивать право на получение образования, обозначенное в Конституции (Ст. 42) и в Законе «Об образовании» (Раздел 1. Ст.5) и удовлетворять принципу гуманистичности в части того, чтобы никто не должен быть лишен возможности учится по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Говоря о кризисных явлениях в российской системе образования, необходимо отметить, что кризисное состояние характерно для всех систем образования. Мировой кризис характеризуется стремлением к


переоценке всех ценностей, разрушением традиций и традиционных решений, признание отсутствия единых образцов и готовых решений, интенсификацией взаимодействия образовательных систем. Возьмем, к примеру, США. Президент Л. Джонсон в годы апогея американского изобилия поручил копорации “Рэнд”, авторитетному мозговому центру, провести исследования в области методов и средств обучения, как новых так и старых, существовавших в США, и определить их эффективность. В опубликованом в 1972 году отчете отмечалось, что “ проведенные иссследования не позволили обнаружить ничего, что значительно и явно сказалось бы на результатах обучения” В докладе есть и интересное дополнение: ”..вероятно, значительное улучшение результатов обучения может быть достигнуто лишьь с применениекм совершенно иной системы образования” Спустя десятилетие в докладе Национального комитета усовершенствования образования опубликовал доклад под названием “Нация в опасности” “Если бы посредственная образовательная система, существующая сегодня в Америке, была навязана некоей враждебной иностранной державой, мы могли бы расценить это как ведение войны”.

Что ждет систему образования, несмотря на все неприятности? Облик перспективной системы образования России определен в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Некоторые основные положения ее мы приведем ниже. Стратегические требования к системе авторы доктрины определяют так [2]:

- фундаментализация образования, которая должна существенным образом повысить его качество;

- опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы наступающей постиндустриальной цивилизации и развитие творческих способностей человека;

- существенно большая доступность системы образования.

В перспективной системе образования особое место должно быть уделено проблеме существенного расширения высшей школы, которое и должно обеспечить необходимое для условий XXI-го века количество специалистов с высшим образованием, поскольку для успешного технологического развития страны уже в современных условиях необходимо чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 20 - 25 % от общей численности занятого населения. Это требование обусловлено высоким уровнем современных технологий, которые аккумулируют в себе передовые достижения научно-технического прогресса.

Раскроем содержание этих направлений более подробно[3]: Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и


стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда сталкиваются с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Как это не странно звучит в настоящее прагматичное время, но научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой. Под термином фундаментализация понимается существенное повышение качества образования и уровня образованности людей, его получающих за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса.

Рассмотрим второе направление, касающееся концепции опережающего образования. Идея опережающего образования принадлежит известному российскому ученому Президенту международной академии ноосферы, профессору А. Д. Урсулу [4] и является логическим следствием его философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и формирования ноосферной цивилизации. Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях уже наступающего XXI-го века. Таким образом, ориентация на будущее - ключевая идея опережающего образования. При формировании концепции опережающего образования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми должны обладать люди наступающего XXI-го века, но и, в первую очередь, понять, какими именно качествами должны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, использовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных среди этих качества можно выделить следующие [5]:

. ноосферное сознание;

. системное научное мышление;

. экологическую культуру;

. информационную культуру;

. творческую активность;

. толерантность;

. высокую нравственность.

Нам представляется, что именно эти качества людей будущего должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому именно они и должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования.

Третье направление обеспечивается за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на


основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Ближайшие организационные направления развития системы образования России синхронизируются с положениями так называемого Болонского процесса, под знаком которого уже более трех лет живет европейское образовательное сообщество.

В заключении раздела целесообразно сказать следующее. Развитие общества опирается на развитие образования, на его содержательное и структурное обновление. Консервативность взгляда, что российское образование было и остается лучшим в мире, заведомо гарантирует в перспективе быстрое отставание от передовых стран мира (автор, естественно не отрицает великие достижения отечественного образования). Необходимо сделать все возможное, чтобы улучшить ресурсную обеспеченность сферы образования. Однако ресурсы должны быть использованы не для консервации классической системы, сложившейся еще 300 лет назад, а для эффективного решения задач ее развития и обновления в условиях новой информационной цивилизации.

Наступила эра, когда в условиях интенсификации информационных процессов человек и профессионал нуждаются в том, чтобы быстро получать новые знания и навыки в глобальной, основанной на знаниях экономике, создающей растущую потребность в непрерывном обучении в течение всей жизни, которая обеспечивается возможностью создавать и распространять информацию, обучать и усовершенствовать возможности обучения возможностью коллективной работы в сети, а также возможностью работы в коллективах, разбросанных территориально (виртуальные организации). Все это вместе создает условия для обучения и приобретения навыков в течение всей жизни.

Поэтому для выполнения полноценной роли, российская система образования нуждается в серьезных и глубоких преобразованиях, и принципиально необходимо решать следующие задачи:

► приближение содержания образования к потребностям населения, формирующимся на рынке труда и отражающим объективные тенденции развития экономики, науки, социальных и гуманитарных отношений;

► формирование и актуализация новых педагогических технологий с учетом психологии и валеологии и базирующихся на качественно новых возможностях современных средств ИКТ;

► обоснование и практическое применение принципиально новых подходов к сочетанию учебно-методической и учебно-организационной деятельности в процессе предоставления образовательных услуг;

► формирование новых подходов к формированию учебно-методической базы образовательной деятельности, как-то: создание учебно-методических комплексов с использованием различных носителей информации, в том числе сетевых и мультимедийных


учебников, систем электронного тестирования, использование видео конференций и обучения через спутниковые телекоммуникации, обучение с использованием лабораторным практикумам удаленного доступа и учебно-тренировочных фирм;

► отработка новых организационных механизмов, связанных с формированием регионально научно-педагогических школ и распределенных кафедр;

► формирование образовательных порталов;

► и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал