Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможная модель катехизации.
Поскольку при катехизации в большинстве случаев приходится иметь дело с людьми уже крещеными, а иногда и регулярно причащающимися в Церкви, или с отходившими по какой-либо причине от Церкви, или с малолетними, больными или престарелыми, то нижеизложенный вариант проведения катехизации является лишь примерной схемой желательного минимума катехизации.
Начальная катехизация - оглашение как подготовка к Таинству Крещения (или первому Причастию) может быть организована в два этапа: подготовительный и основной. По окончании оглашения новообращенный переходит к заключительному этапу катехизации.
Подготовительный этап. Оглашение в идеале начинается с того момента, когда человек обрел веру во Христа Спасителя и Его Церковь и осознанно и свободно принял ответственное решение стать православным христианином – то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Единого Личного Живого Бога — Творца мира и нашего Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего и всех людей и мира. Он готов довериться Церкви и начать свой путь церковного научения и ответственно приступить к крещению. Цель начального этапа - дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, - Церкви проверить этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам по отношению к Богу, себе и ближним). Именно на этом этапе возможно помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при крещении ради сохранения здоровья). Важно помнить, что прежде, чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, необходимо познакомить его с содержание веры, по которой он обещается жить, и объяснить само чинопоследование Крещения. Подготовительный этап предполагает организацию и проведение 4-6 периодических встреч (бесед) со стремящимися к воцерковлению людьми. Научение новообращенных христиан предполагает, во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании христианских ценностей в их иерархическом строе, а также ознакомление человека с основным богословским и культурным понятийным аппаратом. Во-вторых, знакомство с Символом веры и с ключевыми моментами церковной жизни (Крещение, Евхаристия, покаяние, священство, брак). В-третьих, начальное свидетельство христианской нравственности, которое в свою очередь предполагает знакомство с евангельскими заповедями, основами духовной жизни. Необходимо также познакомить человека с дисциплинарными требованиями, имеющими основания в канонических текстах, признанных всей полнотой Церкви, а не с традициями местной церковной общины. Необходимо также донести до человека и принципы пастырского снисхождения, продиктованные современной действительностью и отраженные в деяниях Соборов и постановлениях Священного Синода Русской Православной Церкви в период новейшей истории.
Принципиально важно, чтобы были раскрыты следующие темы: а) О Боге и о вере. Современный человек, желающий принять Крещение, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Именно поэтому мы призваны раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, и с основами богословского осмысления этого Откровения. Мы должны помнить, что радость о Христе Воскресшем - основа христианской жизни. Потому мы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему, а не " правильную" идеологию. б) Понятие греха. Весьма искаженным у людей бывает представление о грехе, ограниченное смертными грехами и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества невозможно понимание нашего спасения во Христе. Поэтому необходимо заложить основы святоотеческого понимания греха и страстей как его первопричин без углубления в аскетическую практику. в) О Христе и Его заповедях. Христианство - это жизнь во Христе. Для нас важно засвидетельствовать о Христе-Богочеловеке. Одна из бесед обязательно должна быть посвящена Евангелию как благой вести о Христе Спасителе. Необходимо, чтобы за время подготовки к Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий и книги Деяний апостольских. Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую в трех евангельских притчах: о блудном сыне, о самарянине и о талантах. г) О Церкви, Таинствах и молитве. Практическая религиозная жизнь немыслима без Церкви как собрания верующих и сознательного участия в ее Таинствах. Мы призваны содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о ее устройстве, свойствах и Таинствах применительно к современной жизни.
Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новобращенному включить в свою личную жизнь следующее: а) Регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией. б) Ежедневную молитву Богу о себе и своих близких. в) Еженедельное (по возможности) посещение богослужения. Конечно, вместе с тем необходимы и общение с клиром храма и христианами. г) Стремление к нравственной жизни по Евангелию. Здесь же очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся. Результатом этого этапа оглашения должно стать обоюдное согласие новообращенного и священника на совершение Таинства Крещения и переход к основному этапу оглашения.
Основной этап. Цель основного этапа - подготовить человека непосредственно к Таинству Крещения (или первому Причастию). Во время этого этапа новообращенному предлагается ряд встреч (не менее 8) для систематического изучения Священного Писания Нового Завета, основных вероучительных истин и для знакомства с общим литургическим и каноническим строем Церкви. Регулярная храмовая молитва должна стать для новообращенных определенной нормой. Им желательно еженедельно посещать храм, если возможно, в субботу вечером (не обязательно с начала и не обязательно до конца богослужения) и в воскресенье утром (с начала и до конца Литургии оглашенных). Обучение на этом этапе требует дисциплины, пропуски занятий крайне не желательны. Надо постараться, чтобы встречи оглашенных и их занятия не выродилась в школу, в простое обучение, в передачу знаний, перестав быть духовным процессом и действием на подготовительном этапе христианской жизни взрослого человека. Очень важно участие готовящихся ко Крещению во внебогослужебной жизни общины, важно личное неформальное доверительное общение с клиром и прихожанами. Изучение Священного Писания Нового Завета на основании святоотеческого наследия желательно проводить в виде евангельских бесед с такими элементами, как совместное прочтение текста и групповое обсуждение. Основные вероучительные темы катехизации на этом этапе определены Символом веры. Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться схоластическими безжизненными схемами. Нельзя требовать обязательного принятия второстепенных вопросов и местных традиций как основ веры. На этом этапе необходимо подробно раскрыть перед людьми сущностные и практические аспекты подготовки христиан к исповеди и Причастию. Результатом подготовки на этом этапе должен стать первичный опыт по евангельскому осмыслению своей собственной жизни и по исполнению евангельских заповедей и церковной дисциплины. Очень важно, чтобы во время катехизации у оглашаемых возник дух общности, доверия, открытости и взаимопомощи, неравнодушия к общине с ее нуждами и к другим оглашаемым, а также ясное чувство церковности их жизни, нового этапа их воцерковления. После окончания второго этапа катехизации в нормальном случае должно следовать Крещение. Тогда же все оглашаемые могут принести свое личное покаяние в исповедально-доверительной беседе. При подготовке к первому Причастию (в случае, если человек был крещен до начала оглашения) оглашенным необходима первая исповедь. При испытании в вере и нравственности желающего креститься (или приступить к первому Причастию) подготовительный этап может быть опущен или сокращен до минимума. Конечно, необходимо помнить, что как с Крещением нельзя спешить, так же с ним нельзя и медлить. Церковь всегда осуждала и то, и другое. Оно должно совершаться " во благовремении", определяемом по воле Божьей, т.е. тогда, когда человек к нему приготовлен, когда он для Крещения созрел, почувствовал благодать и начал укрепляться в ней, принося соответствующие плоды в своей вере и жизни. Во время совершения самого Крещения новообращенные должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нем. Крещаемые сами должны отвечать на все вопросы, сами свидетельствовать о своей вере чтением Символа веры. Хорошо бы им сразу после Крещения произнести 31-й псалом. В тот же день или на следующий новокрещенным надо начать участвовать в Евхаристии. Возможно совершение крещальных литургий. После совместного причастия всех, в том числе крестных (в случае крещения детей) и катехизаторов, можно отпраздновать вместе с прихожанами Крещение новых членов прихода.
Заключительный этап катехизации. Со дня Крещения и причастия начинается заключительный этап катехизации - непосредственное вхождение в церковную жизнь. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации. Как минимум необходимо совершить краткий рассказ о Таинствах, чтобы новообращенные христиане могли полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви. Такой рассказ может быть построен в виде нескольких встреч и в виде специальных миссионерских богослужений. Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещенного христианина. Кроме исповеди и личных встреч с пастырями хорошо бы вовлечь новообращенных в приходские встречи. Важно включить молодых людей в различные общинные инициативы: культурные, волонтерские, хозяйственные и т.д. Реальная катехизация может иметь разные формы, в том числе заочную, однако все они требуют специального опыта и персональных разработок и рекомендаций.
|