Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О воцерковлении детей.






 

Задачи, принципы и формы церковного воспитания детей - это обширная область церковной педагогики. Рассмотреть подробно вопросы воцерковления детей не представляется возможным. Остановимся на некоторых актуальных в наше время аспектах.

 

а) Необходимо ясно сознавать, чему мы, как христиане, можем научить детей и чему научить не можем. Есть знание о Боге, и есть знание Бога, познание Бога. Знания о Боге нужны - это та почва, на которой произрастает и развивается духовная жизнь. Но познание Бога - это индивидуальный путь отдельного человека, путь приближения к Богу, это тайна отношений между Богом и человеком. Поэтому первое весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, - пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Учитель должен всегда помнить об этой цели, чтобы она стала подлинным критерием всех методов преподавания и уроков.

 

б) Православная Церковь с особой силой утверждает значимость, реальность детской духовной жизни. Наша Церковь утверждает это в своем самом существенном действии - крещении и миропомазании младенцев, делая таким образом маленьких детей полноправными членами Церкви и допуская их к Причастию Святых Тайн, то есть к самой сущности жизни в Церкви. С определенного возраста Церковь призывает детей к Таинству Покаяния, то есть признает в них возможность личной, нравственной жизни.

Поэтому одна из существенных практических задач воцерковления детей - это научиться обращаться к детям: устраивать богослужения с их участием, готовить проповеди, устраивать детские посты, обучать прислужников, привлекать девочек к заботе о храме, организовывать детские хоры и т. д.

 

в) Катехизация в семье опережает любую другую форму катехизации, сопровождает ее и расширяет. Если родители ребенка не являются практикующими христианами, то, несмотря на участие в церковных мероприятиях, полноценное воцерковление ребенка становится практически невозможным. В условиях отсутствия деятельной церковной общинной жизни " домашняя церковь" остается единственным местом, где дети и молодежь могут обретать опыт христианской жизни, поэтому именно родители должны прилагать усилия, чтобы содействовать воцерковлению своих детей.

 

г) Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. Мы все собраны вокруг Бога. Поэтому очередной задачей катехизации детей является приобщение их к живой жизни церковной общины. Важно, чтобы они ощутили, что являются частью живой Церкви, принадлежат к единому Телу. Если у детей завязались личные отношения внутри церковной общины, которая отождествляется ими с Церковью, то такой опыт и будет прочным основанием для православного христианского воспитания.

 

д) Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Участие в Евхаристии должно быть общесемейным делом. На это следует обращать особое пастырское внимание и внимание церковных педагогов. Неприемлем вариант, когда родители из-за непонимания природы Церкви и сути Евхаристии добровольно пренебрегают Причастием по маловажным причинам, связанным с несоблюдением некоторых дисциплинарных предписаний.

 

е) Важнейшей задачей церковного воспитания является подготовка детей к встрече с миром. Существует мнение, что детей нужно воспитывать исключительно в церковной ограде, чтобы уберечь их от тлетворного влияния мира. В рамках этого взгляда светская культура считается лишней и даже вредной. Опыт показывает, что в результате такого подхода дети могут вырасти не приспособленными к жизни, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми - отброшенными на " периферию жизни". Не найдя своего места в обществе, такие дети часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём положении семью и Церковь.

От взаимодействия с миром невозможно уклониться, негативным действиям можно только противостоять. Такое противостояние должно осуществляться не только на духовном уровне, но также во всех аспектах жизни человека в обществе. Для этого нужно развивать соответствующие качества и навыки, напрмер, эстетический вкус, творческое мышление. Имея представление о канонах классического искусства, музыки, литературы, дети будут иметь " противоядие" при столкновении с молодежной субкультурой и масс-медиа.

Церковность неотделима от культуры: не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно воспринять богослужение, церковную историю, письменность, искусство. Великая европейская и отечественная культура являются по своей сути христианскими - родители не могут лишить ребенка этого богатства.

Для социальной адаптации детей воспитательную работу важно вести в контексте социально значимой профессиональной деятельности. Например, воспитательная работа и воцерковление детей могут вестись в рамках различных востребованных современностью образовательных курсов, студий, творческих коллективов и т.д. Необходимой их особенностью должен стать высокий профессионализм и привлекательная для детей возможность профессионального становления.

 

ж) В наше время необходим диалог Церкви и современного общества, в том числе диалог с представителями культуры и науки. Идя этим путем, Церковь обретает возможность обратиться с проповедью к современным рационально мыслящим детям и молодежи, с детства приобщенным к основам научного мировоззрения.

Для полноценного личностного развития детей следует раскрыть непротиворечивость и в некотором роде взаимодополняемость религиозного и научного восприятия мира. Христианское воспитание стремится привить человеку правильное отношение к природе, к науке в свете вечных Божественных откровений и христианской заповеди любви к Богу и Его творению - природе и людям.

Применительно к практическим вопросам катехизации напомним, что культурные и естественно-научные вопросы не входят в условия вступления в Церковь, поскольку в крещении человек осознанно отрекается от " сатаны и всех дел его" и сочетается со Христом. Никто не имеет права упрекать наших церковных соотечественников в том, что они имеют разные научные взгляды на вопросы становления мира и развития жизни на земле до тех пор, пока последние находятся в приемлемых Церковью догматических рамках и осознанно не отрицают Христа и Его Церковь.

 

з) Становление и здоровье человека невозможно без физического развития. Современным людям спорт необходим. Для одних он заменяет физический труд, другим он дает радость освобождения от психического утомления. Спорт обязательно должен быть включен в систему церковного образования и воспитания. Особый интерес у современных детей и молодежи вызывают различные виды единоборств, в том числе боевых искусств, что нельзя не учитывать православным педагогам и родителям. Церковным педагогам следует обратить особое внимание на такие опасные моменты как развитие у детей " духа сопернечества" и нездоровой конкуренции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал